Найти тему
1136 подписчиков

О взаимопомощи музыкальной и общеобразовательной школ.


Сегодня для многих родителей школьников актуальна развивающаяся нейропсихологическая отрасль. Не являясь нейропсихологом, но являясь музыкантом и родителем, укажу на некоторые общеизвестные и не вчера изобретëнные способы времяпрепровождения с детьми, которые призваны решать несколько задач сразу - и общие, и музыкальные. Начну с развития дыхания.
Многие отмечают то, что младенцы, родившись дышат правильно (когда кричат лëжа - у них вовсю работают рëбра. А потом к школьному возрасту это куда-то девается. В наше время выяснено, что польза от дыхательных упражнений не только детям, которые занимаются вокалом, духовыми, хором. Это помогает преодолевать некоторые сложности в учебе в школе общеобразовательной, если нет медицинских противопоказаний к дыхательным упражнениям.Сейчас при обилии музыкального контента совсем мало кому "медведь на ухо наступил". Если проблемы есть, то они, как правило, связаны с координацией, истощаемостью, или дефицитом самоконтроля.

1. Если не держится речевая и певческая интонация - это проблема истощаемости вообще или непривычки к вокальной нагрузке. Сначала ребëнок поет чисто, потом интонация голоса падает, и тонус слабеет. Если, будто бы наоборот он захлëбывает воздух при чтении и пении, а во взрослом возрасте это форсированный звук - это так же самая проблема. Такая же, как и с держанием ручки или карандаша: утомляемый ребëнок или давит на ручку со всей силы, или, наоборот, еле царапает. Когда ребенку даëшь на черновике писать нотные прописи, то к чистовику он уже устаëт, и может там написать хуже.

2. Конечно, сложно одновременно следить и з вдохом и за звуком на начальном этапе обучения. Поэтому надо иногда уделить внимание дыханию отдельно.

Если ребëнок не может сделать ровный легкий выдох, то взрослый ему говорит: "постарайся сделать выдох как летний ветерок", и демонстрирует это сам - выдыхает в ладошку ребенка. Потом ребенок сам выдыхает в ладошку и чувствует легкое движение воздуха. Издавна известны и упражнение на плавный выдох с горячей свечкой, которую нужно не задуть.

Если у ребенка никак не получается дышать грудью и животом одновременно, то попробуйте соединить дыхание и движение: на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем. Здесь очень важно то, чтобы движение длилось столько же, сколько и вдох/выдох. Вообще считается, что когда в детстве у ребенка был хороший тактильный контакт с мамой - он учится понимать свое тело, меньше шансов что будет деревянный (в частности, при игре на музыкальных инструментах и пении.

3. Музыкальная гамма - это ноты. А музыкальный диктант - это нотная последовательность. Если плохо с определением ступеней в тональности, то надо развивать музыкальный слух. Уточню, что фонематический слух и звуковысотный - немного разные вещи, соответственно, и развитие их будет разным. А если со ступенями всë хорошо, а читает музыкальные номера медленно, и теряется при написании музыкальных диктантов, то нужно развивать переключаемость. Есть простые развивающие игры, например: называй слова на букву б. Это сложнее, чем играть в города. Потому что в голове застревает предыдущее слово, а надо переключаться.

4.Когда дело дойдëт до изучения аккордов, то
необходимо запоминать, на каких ступенях строится обращения аккордов.И тут два варианта: либо зубрить ступени, либо сначала вспоминать сам состав аккорда, а потом мысленно выстроить обращение.Первый вариант развивает память,второй мышление. Случай почти аналогичен таблице умножения.Считает, что лучше развивать мышление - не зубрить таблицу умножения и сложения, а понять.

В заключении хочу сказать, что сами по себе занятия в музыкальной школе - это уже помощь в развитии навыков, которые потребуются и в общеобразовательной школе, и в жизни вообще.
О взаимопомощи музыкальной и общеобразовательной школ.  Сегодня для многих родителей школьников актуальна развивающаяся нейропсихологическая отрасль.
3 минуты