236 подписчиков
Должен ли автор быть таким же, как и его/ее персонаж, как думаете?
Хотим мы этого, или нет, любое произведение искусства так или иначе играет дидактическую (воспитательную) роль. Любое произведение прямо или косвенно учит чему-то. Всегда интересно смотреть на персонажа, который способен к Поступкам, который меняет мир вокруг себя, добивается своих целей, и вдвойне приятно, если эти цели совпадают с идеалами добра, красоты, справедливости, доблести и чести. И если рассуждать о таких возвышенных материях, если показывать, как мир становится лучше и прекраснее, то и сам автор должен воплощать в себе эти качества.
Звучит логично.
И, ведь, действительно, так или иначе, все то, что выходит испод пера/карандаша творца, отражает его/ее внутренний мир, то, чем человек живет и дышит. Хотим мы этого или нет, в любом нашем творчестве оказывается вполне весомая частичка (а то и не одна) нас самих.
Но, порой, случается так, что сам/сама творец далеко не прекрасный принц на белом коне, или не принцесса с исцеляющей чашей в руках.
Есть примеры, когда авторы, чьи персонажи являли собой идеалы доблести и благородства, в жизни оказывались людьми не сильно приятными в общении, тяжелыми, и, как сейчас модно говорить "токсичными". В таком случае, имеет ли автор моральное право писать о доблестных витязях, благородных мужах и дамах, истории про отвагу, мудрость, красоту духа и т.д.?
Вопрос интересный.
И чтобы ответить на него, давайте посмотрим на творчество не только как на нечто, заключающее в себе дидактическую функцию, но и как на практику путешествия по внутреннему миру автора. На поиск исцеляющего источника, который воздействует не только на читателя, но и на самого автора.
Более того, ещё в прошлом веке, швейцарский психолог, психиатр и мыслитель Карл Юнг писал об Архетипах, универсальных, внутренних образах, каждый из которых имеет свои яркие особенности, и, что немаловажно, несёт в себе мощный психоэмоциональный заряд, способный влиять на настроение, чувства, мысли и поступки человека. Эти образы являются универсальными для всего человечества, и каждый человек несёт их в себе, унаследовав от своих предков на многие поколения вглубь. Они обитают на очень глубоком слое нашей психики, который зовётся Коллективным бессознательным. Но есть и наше личное бессознательное — всё то, что отражает ход нашей личной истории, наши переживания, чувства и мысли, боль, радость, горе, обиды, победы. И всё это так же способно порождать образы: богов, героев, чудовищ и даже целых миров, цветущих, или выжженных, покрытых горьким пеплом. Всё это части нас, всё это наше, но при этом, отдельное, несущее в себе свой особенный психоэмоциональный заряд, так же способный влиять на наши чувства и настроения, вне зависимости от нашей воли. Именно поэтому, внутри каждого человека живут как подлые злодеи, так и доблестные и отважные герои. Чудовища и защитники. Ангелы и бесы. Боги и демоны. И задача человека — познакомиться с ними. Обрести их силу, и не дать им взять над собой верх. В этом, в том числе (подчёркиваю, в том числе!) помогает прикосновение к творчеству другого человека и, особенно, своё творчество.
В той же психологии существует целая отрасль психотерапевтических практик, опирающихся на творческий потенциал человека. Это арт-терапия. Практика, когда человек с помощью писательства, рисования, пения, лепки и многого другого раскрывает в себе ресурсы для построения гармоничных отношений с самим собой и с миром. И если человек творит искренне, от сердца, то, может быть, так он/она сражается с чудовищами в своей душе и помогает своим творчеством другим? Ведь каждый литературный/художественный персонаж – это в любом случае часть души автора.
А что думаете вы?
(Автор заметки не претендует на истину в последней инстанции, признаёт, что где-то может ошибаться и приглашает желающих к беседе)
3 минуты
10 мая 2023