45,3 тыс подписчиков
«Николаю Павловичу Щербакову 94 года, но он даст фору многим молодым. Отменная память, блестящее умение рассказывать, да и просто жизнелюбие.
Войну начал в 1942-м, прошел радистом от Новороссийска до Болгарии, форсировал Днепр, Днестр, Дунай, Прут, Южный и Западный Буг, на Днестре едва не утонул. Спасло то, что без рации стал переправляться.
- Она бы меня на дно и утянула, - смеется.
Воевать начинал с немецкой винтовкой «Маузер», закончил с ППШ.
- Не хватало нам в 42-м своего оружия...
Есть у Николая Павловича сюжеты, которые вполне могли бы стать основой для хорошего рассказа. В том числе и для детей. Например, про воробушка.
- Мы шли к Харькову, и с немцами завязался бой. Мы в своих окопах, они в своих, хутор какой-то защищают. Упорно, сдаваться не собираются. У них бьет снайпер, да так бьет, что голову не поднять. И тут слышим вдруг писк, жалобный такой. Как будто птенец. Там, впереди, перед нашей траншеей, метров десять, наверное, не меньше. И один парень, молодой у нас самый, вылез из окопа и пополз. Мы ему: «Ты куда? Убьют!» А он - ноль эмоций. Над ним свистят пули, а он ползет. Добрался, забрал, видим, там что-то и вот уже возвращается. Без единой царапины вернулся. Сполз в траншею, разжимает руку, а там... воробушек. Крохотный, взъерошенный. Раскрывает клюв, пищит. Из гнезда, наверное, выпал. Мы посмотрели и, знаете, ребята, как будто домой вернулись. Немец бьет, а мы не слышим. Смотрим на воробушка этого и дом вспоминаем. Но тут ротный появился, он все видел, а как узнал, что под пули за воробушком ползали, так парнишке этому взбучку пообещал. После боя.
А потом мы пошли в атаку. Жестокий бой был, в рукопашную даже ходили. И потери большие. Но выбили немцев с хутора. Чуть оправились, успокоились, стали смотреть, кто убит, кто ранен. Я сразу спрашиваю: «А где же тот солдатик, что воробушка спас?» Нет его. Долго искали - нет и нет его. Потом вернулись и нашли, возле самых наших окопов лежал он. Как только поднялись мы в атаку, убили его сразу - снайпер точно в голову попал. Смотрим на него, глаза парню закрыли, а у самих слезы по щекам... И слышим вдруг писк, из вещмешка. Открываем, а там воробушек тот самый. Живой. Солдатик завернул его в чистую портянку и в котелок положил, чтоб, значит, не придавить...
И это лишь один из сюжетов Николая Павловича. Но, кажется, школьникам он запомнился больше всего.
- Вы бы рассказ написали, - говорю ветерану. - Про воробушка.
- Да мне предлагали, - улыбается. - Но все как-то не соберусь…»
Увы, не получилось. Я писал эту историю в мае 2019 года, через год Николая Павловича не стало. Ему было 95… Вечная память!
2 минуты
9 мая 2023
679 читали