Найти тему

Про войну я слушал все детство. Бабушку война застала, когда ей было 7 лет. Было так.


Она сидела с младшим братиком дома, и вдруг по радио объявили: началась война. Что делать? Дальше обрывками. Про то, как давали хлеб, кажется, по 20 г на человека. Как однажды привезли апельсины, и она не знала, как с ними быть, поэтому ели с кожурой. Как мылись золой в печке. Как в платье поселились вши. Как атаковали немцы, и мессершмитты стригли людей в бреющем полете, и пули свстели прям перед грудью, а они с прабабушкой и братиком прижимались к стене, чтобы не задели. Как пленных немцев водили по городским улицам в Клину, и как они отстраивали дома. А потом война закончилась. А чуть попозже умер Сталин, и все очень плакали, потому что Сталин был отец, кормилец, и благодаря ему мы победили. Смерть Сталина была народным горем. Дедушка рассказывал, как во время похор Сталина бежал по крышам, чтобы увидеть одним глазком. При этом дед войну не видел. Он рос в горном Алтае в старообрядческой семье, пас скотину в горах и мечтал о своей собаке. Хотя он входит в категорию «детей войны», в надбавках к пенсии (сейчас это 1643 рублей) ему отказали. Сказали: «У вас же льготы. Хотите надбавку — отказывайтесь от льгот».

Застал прабабушку. Но она про войну не особо рассказывала, а я был маленький и не спрашивал. Прадеда не застал, но знаю, что он был танкистом. Видел медали, но где они сейчас не знаю, и уже никогда не узнаю. Их хранил двоюродный дед. Он беспробудно пил, пропил все — может быть, даже и медали прадеда. Несколько лет назад он позвонил мне, наверное, в третий раз за всю жизнь, и сказал: «Ты бы приехал, мы же родня, мы же не виделись 20 лет». Но я не приехал. Где он похоронен, я не знаю.

Папа Су тоже воевал. Он прошел насквозь весь Вьетнам от Ханоя до Сайгона. Но ему повезло, русские обучили его радиотехнике, и он отвечал за связь, и под ружьем никогда не стоял. Иногда в его задачи входило собирать по ночам тела убитых.

— И ты не боялся призраков? — спрашивают Су.
— А чего их боться, я же убитых друзей собирал, — отвечае папа.

Про войну он говорить не любит, поэтому я не спрашиваю. Хотя интересно.

На фото прабабушка, бабушка и прадед.
Про войну я слушал все детство. Бабушку война застала, когда ей было 7 лет. Было так.  Она сидела с младшим братиком дома, и вдруг по радио объявили: началась война. Что делать? Дальше обрывками.
1 минута
394 читали