Найти тему
86 подписчиков

Большая азиатская шахматная доска

#международныймеждусобойчик

Часть I. Турецкий дебют
#турция

На прошедших выходных главные участники избирательной кампании – действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и единый кандидат от оппозиции Кемаль Кылычдароглу провели последние массовые мероприятия перед всеобщими выборами 14 мая.

Большая часть западных элит уже определилась со своим фаворитом на президентских выборах в Турции, сделав ставку на Кемаля Кылычдароглу.
Влиятельный ротшильдовский The Economist вышел с обложкой “Самые важные выборы 2023 года” с призывами в виде наклеек: “Голосуйте!”, “Спасите демократию”, “Эрдоган должен уйти” и главным посылом: “Если Турция переизберёт своего лидера, демократы во всем мире должны взбодриться”. Все в рамках классического либерального дискурса “Демократия vs Автократия”.
Французская Le Point вынесла на обложку слоган “Эрдоган — второй Путин” с расшифровкой: «Угрозы войной, экспансия, ненависть к Западу...».
И это только наиболее характерные примеры.

Со стороны турецких властей эту ситуацию зеркально описывает министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу: «15 июля 2016 года было их фактической попыткой государственного переворота. 14 мая — их попытка политического переворота. Вот так однозначно. 14 мая 2023 года — попытка Запада совершить политический переворот. Это попытка государственного переворота, которую можно осуществить, объединив все приготовления для уничтожения Турции 14 мая».
Переводя внешнеполитическое противостояние в плоскость предвыборной борьбы, министр юстиции Турции Бекир Боздаг весьма афористично сформулировал эту же мысль уже в “ценностных” категориях: «15 мая отпразднуют победу либо одни, открывая шампанское, либо другие, которые преклонятся своими чистыми лбами на молитвенном коврике в знак благодарности Господу».
Сам же Султан даже дошел до уровня обсуждения “общеевропейских ценностей”: “Почему Кылычдароглу молчит о том, почему его поддерживают ЛГБТ?» [строго говоря, турецкое ЛГБТ-сообщество всегда было настроено против Эрдогана и нередко поддерживало массовые протестные акции, в силу этого они являются сторонниками оппозиции; наибольший вклад голосов турецкого ЛГБТ-сообщества можно ожидать в результат “Коалиции труда и свободы”, основанной на базе альянса прокурдской Партии Демократии Народов с “экологистами” и “леваками”].

В отношении обвинений в перевороте лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу ответил: «На самом деле это вы совершаете переворот. Эта страна устала от переворотов». Он обещает в случае своего избрания восстановить в Турции «право, правосудие и справедливость»: «Пусть это будет моим обещанием. Я буду служить всем 85 млн граждан Турции, буду проявлять уважение к каждому из вас».
Оппозиционная газета Sözcü сравнила избирательные кампании правящей коалиции и оппозиционной. И пришла к вполне справедливому выводу: «Если смотреть на рекламные кампании “Народной коалиции” [во главе с Эрдоганом] – мы идём на войну (...) Если посмотреть на рекламные кампании “Национальной коалиции” [во главе с Кылычдароглу] – мы идём на выборы».
Собственно говоря, власть действительно стремится через раскол общества консолидировать религиозный и националистический электорат [что в турецких реалиях далеко не одно и то же], в то время как оппозиция пытается объединить всех недовольных экономической политикой власти и масштабной коррупцией при этом не оттолкнув курдов.
Поэтому Кемаль Кылычдароглу уже неоднократно провозглашался алевитом [что правда, но в устах оппонентов это звучит как “неверный”, хотя сами алевиты относят себя к ветви шиизма], армянином и геем, в то время как сам оппозиционный лидер изображает себя фигурой, приемлемой для всех граждан Турции. В этом плане показателен один из плакатов, где Кылычдароглу разъясняет девушке в хиджабе пункт своей экономической программы о привлечении $300 млрд. инвестиций.
[Продолжение следует]
3 минуты