47,4 тыс подписчиков
США переживают новый банковский кризис. Кому это выгодно?
1 мая калифорнийские финансовые регуляторы отозвали лицензию у First Republic Bank. Под его управлением находилось активов на $229 млрд. При посредничестве федерального правительства США, эти активы под управление теперь получил крупнейший американский банк JPMorgan Chase, заплатив за это $10,6 млрд.
По масштабам своего краха First Republic Bank (FRB) превосходит обвалившегося в марте Silicon Valley Bank и является вторым по величине в истории США. Крупнее был только обвал Washington Mutual в 2008 году.
Но, если говорить о совокупных активах под управлением всех банков, потерпевших крах в 2008 году и в этот раз, то нужно констатировать, что банковский кризис 2023 года по своим масштабам уже обогнал банковский кризис 2008 года.
И этот кризис, по всей видимости, только набирает обороты. В момент написания этого текста Pacific Western Bank еще находится в предбанкротном состоянии. Вполне возможно, что к моменту публикации банкротство уже наступит и FDIC будет искать кому передать его активы. Еще несколько таких региональных банков стоят на очереди, чтобы исполнить этот же номер.
Дров в огонь подкидывает Федеральная резервная система, поднявшая 3 мая базовую ставку в десятый раз подряд с марта 2022 года (когда она была на уровне 0,25%) до 5,25%. Последний раз она была такой в 2007 году.
Повышение базовой ставки делает более дорогим получение банками новых кредитов и рефинансирование старых. Побочным эффектом этого является падение стоимости ценных бумаг казначейства США, в которые в той или иной степени вкладываются все американские банки, но вклады в которых некоторых региональных банков были особо крупными. На фоне подорожания кредитов и удешевления инвестиций возникают проблемы с ликвидностью.
Что SVB и FRB нам только что показали, и что Pacific Western показывает сейчас.
Кому это выгодно?
Когда в 2008 году управлявший активами в $328 млрд Washington Mutual потерпел крах, эти активы подхватил JPMorgan Chase за $1,9 млрд. Этот же банк согласился, по американской терминологии, стать «спасателем последней надежды» для активов FRB, отдав $10,6 млрд чтобы получить под управление $229 млрд.
JPMorgan Chase уже является крупнейшим банком США, а на так называемую «Большую четверку» JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo приходится около 45% всех банковских вкладов в США. Эта ситуация называется олигополией. В нормальных условиях финансовые регуляторы США никогда бы не позволили JPMorgan Chase приобрести банк размером с FRB, а в ситуации кризиса они сами его об этом стали умолять.
Кроме банковского кризиса в 2008 году еще произошел кризис инвестиционных фондов.
В результате него назначенный Федеральным резервным банком Нью-Йорка «спасателем» фонд BlackRock стал крупнейшим инвестиционным фондом в мире, получив под прямое управление более $8,5 трлн и обслуживая через свое программное обеспечение десятки триллионов чужих активов. У JPMorgan Chase под управлением «всего лишь» $3,8 трлн.
Экономические субъекты такого масштаба уже являются политическими.
Да, будет экономическая рецессия.
Да, американским домохозяйствам (и не только американским) будет тяжело. Но не это главное.
Гиперконцентрация активов в результате американского банковского кризиса — это не про деньги. Это про власть.
И мы еще даже не говорили про созданную Конгрессом и Белым домом угрозу дефолта…
2 минуты
7 мая 2023