144 подписчика
Донна Анна Каренина в нью-вавилонском метро, или Внутренности “Скрипки”
Можно ли это эссе назвать анализом стихотворения Григория Кружкова "Ещё одна бродячая скрипка"? Можно. Но не буду.
То, что будет написано после текста стихотворения, есть результат коллективного поэтического творчества на занятии медленного чтения, где каждый участник внёс какую-то мысль, высказал догадку, задал правильный вопрос или просто внимательно слушал, усиливая тем самым общий настрой к познанию и открытиям.
Автор - Григорий Кружков
Название - Ещё одна бродячая скрипка
Эпиграф -
Пролетает, брызнув в ночь огнями…
А. Блок
Музыка эта ночная в сабвее…
Поздний ездок, над раскрытою книгой совея,
слышит какого-то Скрябина вдруг или Брамса —
и, пораженный, внезапно выходит из транса.
На пересадке, поняв роковую ошибку,
слышит с платформы напротив бродячую хриплую скрипку,
голос заплечный: «Чего тебе надобно, старче?»
Звук приближается, все горячее и жарче.
Это не музыка — когтем по форточке скрежет,
это цыганка с жидовкою курицу режут,
это убийца скрипит по ступеням — все ближе и ближе —
кролик, беги! —
но бежать невозможно —
беги же,
кролик! —
но бежать бесполезно и поздно спасаться —
если не вылетит трейн из туннеля, как утка из зайца.
Двери сомкнулись — как отрубило.
Господи! Кто тут вокруг, венецьянцы иль турки?
Музыка стихла. Что это было —
что продолжается снова беззвучно, но в темпе мазурки?
Это погоня несется, гарлемским гремя перегоном,
и не понять в блеске вагонном и гуле —
то ли протон обезумевший гонится вслед за протоном,
то ли Вакула на черте летит, то ли черт на Вакуле.
Что это было? Музыка стихла.
В синем окошке Бронкса огни замигали.
Взвизгнувший тормоз. Треснувший выхлоп.
И непонятно кому — эту розу в бокале.
Главное — не говорить и не шевелиться,
чтобы не сбить уходящего слабого звона…
Так раскрывают ножом перловицу
ради слезинки одной замутненной.
Так одалиска лежит — недорогая утеха
местной базарной шпаны; и все ей мерещится ласка
гостя ночного; и в ухо ее входит эхо,
как караван верблюдов в ворота Дамаска.
Итак.
Поехали со скрежетом и скрипом, со скрябиным и брамсом.
1. Столько разных отсылок на другие тексты… Не знаешь, за что хвататься:
- “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина (с неуёмными желаниями),
- “Кролик, беги” Апдайка,
- “ещё одна бродячая” сказочная живность - “утка из зайца” (не блюдо, а просто рифма к курице и кролику),
- “Ночь перед Рождеством” Гоголя (это же не про Кевина МакКаллистера в Нью-Йорке?),
- “Алиса в Стране Чудес” Л.Кэрролла с кроликами в норе,
- а также смысло-бесконечная “непонятно кому” роза.
Я уж не говорю об очевидной ассоциативной отсылке к “Анне Карениной” (платформа, трейн, отрубило, вагонном, сбить).
Ой, забыли главное - эпиграф! Ещё и Блок! А что собственно значит это “пролетает, брызнув в ночь огнями”?
2. Эпиграф взят из стихотворения Блока “Шаги Командора”. Опять Пушкин? И море перекличек: за ночным окном, слуги спят и ночь глуха, пенье петуха, донна Анна видит сны, спать в могиле, неземные сны, старый рок, поёт рожок, тихий, как сова, мотор, / Тихими, тяжелыми шагами / В дом вступает Командор, настежь дверь, хриплый бой ночных часов.
Маленькая трагедия “Каменный гость” - и про соблазнение, и про измену, и про настигающий смертельный рок, и про проваливание в ад.
3. Где всё происходит? В сабвее - в подземелье, в нью-йоркском метро (Бронкс и Гарлем подтверждают). Сам Григорий Кружков учился в конце 1990–х в Нью-Йорке. Над какой книгой “совеет” “поздний ездок”, перечислено в пункте 1. То есть, все эти книги - о чём-то об одном?
Из какого транса в какую реальность он выходит? Что за жуткое видение, навеянное прочитанным и скрежещущими звуками метро? Откуда взялись гонящиеся призраки? Они пришли напомнить, судить или казнить? Голос заплечный - это голос совести или палача?
(Продолжение следует.)
3 минуты
6 мая 2023