Найти тему
3539 подписчиков

"Мосинка", такое необычное название получила трехлинейная, магазинная винтовка, которую создал талантливейший русский оружейник-конструктор Сергей Иванович Мосин. С модифицированным вариантом этого оружия Красная Армия встретила Гитлера и прошла всю войну. А ведь прошло пол века с момента принятия её на вооружение. Да и после войны, как мне рассказывал дед, в полку ПВО, у них были созданные на базе винтовки карабины. А это конец 50-х!

В период нашей истории, когда всё кому не лень начали обсуждать причины поражений 1941 года, частой причиной можно было слышать, что у нас не хватало автоматического оружия. По последним работам можно судить, что автоматического оружия в РККА было больше чем в Вермахте. Но оно было потеряно в период отступлений и эвакуаций заводов.
И именно тогда, винтовка Мосина послужила Родине ещё раз. Огромные запасы этого стрелкового оружия позволили вооружить новые дивизии. Дать мобилизованным простое, но очень надёжное средство борьбы с врагом. И многие солдаты до конца войны не меняли верную винтовку на автомат.
Но не менее драматично рождалось это оружие. Сергею Ивановичу, человеку бесконечно преданному своему Отечеству, пришлось познать все трудности бюрократии военного ведомства Российской Империи. Неверие высоких сановников в то, что русские инженеры могут сделать что-то лучше чем иностранные, поставило на грань принятие винтовки на вооружение в 1891 году.
Перевооружение Русской Армии, которое должно было состояться на рубеже 80-90 х годов ХIX века, привлекло огромное колличество мировых оружейников, талантливых самоучек и обычных прохвостов. Все старались выудить денег из огромного заказа. Основным конкурентом нашему конструктору стала бельгийский оружейник Наган. Деньги нашли свой ход там, где не нашёл его талант. По всём параметрам винтовка Нагана уступала изобретению Мосина. И более того, ушлый делец подкупил кого-то из военного ведомства. И там ему открыли секреты новых деталей русской винтовки. Это касалось принципиального механизма отсечки-отражателя, который изобрёл Сергей Иванович, а через несколько месяцев и Наган представил доработанную винтовку. Хотя данные, сами понимаете, были засекречены.
Военное министерство так и не дало своей полной позиции по вопросу винтовки. Дело дошло до Императора Александра III. Он лично участвовал в отстреле пробных партий винтовок. Нагану были предоставлены всё льготы. Ему даже простили срыв сроков поставки заказанной на отстрел партии. У Мосина такой привилегии не было. Он поставил 100 винтовок, которые из-за спешности сборки имели производственные недочёты.
Хоть русское военное ведомство и поняли, что конструктивно и по деньгам выгоднее будет винтовка Мосина, но даже заказав пробную партию они вычеркнули имя конструктора из названия винтовки. Она получила обозначение "Русская винтовка образца 1891 года". Позднее царь вычеркнул из названия слово русская. Чем он руководствовался? Неясно. Да и военное ведомство мотивировало свои претензии к конструктору тем, что тот заимствовал многие детали у бельгийца. Хотя мы сейчас понимаем, что просто нужно было обелить передачу 200 000 рублей Нагану. Нужен был повод.
Но самое главное, винтовка ушла в серию и наша армия получила надёжное оружие. Благодаря которому, в том числе, одержала многие победы.
Годы идут, сменяются века, а раболепство перед Западом как было, так и сегодня многими культивируется. Жизнь ничему не учит.
2 минуты