Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Во второй части мемуаров военачальника Алексея Алексеевича Брусилова есть немало критики большевиков и их власти. Оттого в советское время эта часть мемуаров не публиковалась, была даже признана поддельной (скорее всего, так оно и есть — часть текста написал лично А. А. Брусилов, часть — его вдова, позднее уехавшая за границу). А. А. Брусилов возмущался разрухой, «уплотнением», комиссарами, бытовыми трудностями (проблемы с питанием и т.д.), арестом сына, красным террором («Это удивительная логика — еврей студент убивает еврея Урицкого, а за это расстреливают русских генералов», правда, «еврей студент» Л. И. Каннегисер сам был юнкер и действовал по заданию антибольшевистского подполья, о чем вряд ли знали Брусилов и его жена) и т.д.

Но прелесть этих мемуаров в том, что они показывают ещё более критичное отношение А. А. Брусилова к белым. Вот этот отрывок вполне могли бы опубликовать и в советское время:
«Наступила весна 1920 года. С юга стал наступать Врангель, поляки с Запада. Для меня было непостижимо, как русские белые генералы ведут свои войска заодно с поляками, как они не понимали, что поляки, завладев нашими западными губерниями, не отдадут их обратно без новой войны и кровопролития...» (с) А. А. Брусилов. Мои воспоминания. М., 2001.
Впрочем, за этими словами следуют другие, которые в советский период вряд ли бы опубликовали, но зато мотивацию многих «военспецов» они вполне показывают:
«Как они не понимают, что большевизм пройдет, что это временная, тяжкая болезнь, наносная муть. А что поляки, желающие устроить свое царство по-своему, не задумаются обкромсать наши границы. Я думал, что, пока большевики стерегут наши бывшие границы, пока Красная армия не пускает в бывшую Россию поляков, мне с ними по пути. Они сгинут, а Россия останется. Я думал, что меня поймут там, на юге. Но нет, не поняли!»
Учитывая, что поляки в свое время уже «помогли» Деникину, расчет Врангеля был довольно беспочвенным (впрочем, барон как-то предлагал Деникину «опереться» на сербов и болгар, в конце 1919 года). Так в итоге и вышло: поляки с большевиками заключили мир, а Врангелю пришлось уплывать. Вообще, вольно или невольно, но действия белых армий в итоге очень помогли именно полякам, эстонцам, румынам и т.д.
Во второй части мемуаров военачальника Алексея Алексеевича Брусилова есть немало критики большевиков и их власти.
1 минута
1041 читали