104,8 тыс подписчиков
И снова о численности белых армий. Силы колчаковцев в 1919 году «скачут» от минимальных 400 тысяч (из которых на фронте единовременно было до 130 — 140 тысяч) до... 1 миллиона 200 тысяч человек! Это, однако, явно «призрачная», бумажная цифра, которая использовалась Военным Министерством А. В. Колчака «на глазок». Потому что сколько у них на самом деле народа, не знали и сами белые. Так как не могли добиться от собственных частей реальных списков личного состава. И это логично: каждая белая часть стремилась завысить численность бойцов, чтобы получить больше снаряжения.
«Все снабжение, как я уже упомянул, исчислялось Военным Министерством на армию в 1200000 человек, и никакие силы и аргументации не могли заставить Военное Ведомство говорить языком реальных цифр. Оно, впрочем, само таковыми не располагало. Получить точные и правдивые сведения с фронта было невозможно даже для непосредственных начальников той или иной части. Дезорганизация снабжения явилась, таким образом, одной из причин, содействовавших неуспеху военных начинаний в Сибири...
Командир каждой отдельной дивизии считал себя независимым и действовал как знал, очень мало уважая приказы высшего военного начальства. Развитие этих индивидуалистических настроений было весьма характерно для нашей армии...» (с) И. И. Сукин. За спиной Колчака: Документы и материалы. Под редакцией А. В. Квакина. — М.: Аграф, 2005.
Усугублялось всё страшной враждой колчаковского штаба с военным министерством: согласованной работы между ними просто не было. Как и в прочих белых регионах, массу людей на себя оттягивали многочисленные контрразведки, не имевшие также единого центра (личные контрразведки были у каждого «уважающего себя» атамана).
И это при том, что изначально антибольшевистское движение в Сибири было довольно многочисленным, те же Народная армия Комуча и Сибирская армия в 1918 году пополнялись, в основном, добровольцами. Но это массовое движение фактически было загублено именно исключительно талантливым руководством. И в этом секрет поражения белых на востоке России: у красных там не было ни решающего численного превосходства, ни какой-то изначальной «массовой электоральной базы». Можно сказать, что колчаковские руководители во многом «победили себя сами».
При этом, повторю свою «частую» мысль: белые армии тоже являлись армиями «революционными» (а в «регулярстве» их в итоге обогнали большевики), отрицая многие старые порядки и фактически являясь конгломератом парамилитарных отрядов с самыми разными целями и взглядами на будущее...
2 минуты
3 мая 2023
1248 читали