Найти тему
36,9 тыс подписчиков

Вы, верно, думали, что мои заметки о "До самого рая" Ханьи Янагихары закончились? Ан нет - вот еще одна порция. На этот раз про имена героев.


Нельзя не заметить, что во всех трех частях романа (а на самом деле, скорее даже в пяти, потому что вторая и третья части внутри себя распадаются каждая еще на две) героев зовут одинаково. В каждой части действуют Чарльзы (и Чарли) Гриффиты, Дэвиды Бингемы, Эдварды Бишопы, Питеры, Иден, Натаниэли и прочие. Все они друг другу не родственники (и даже не вполне однофамильцы, если уж на то пошло), но за каждым именем стоит определенный типаж. Чарльз - сильный, уверенный, немолодой. Эдвард - привлекательный, опасный и ненадежный. Дэвид - болезненный, ранимый и неэффективный. Питер - верный друг (а в прошлом любовник). Иден - подруга и опора. Ну, и так далее.

Имена таким образом означают амплуа, и понимая (а после первой части не понять этого нельзя), какой типаж стоит за каким именем, можно научиться отчасти прогнозировать развитие событий.

Каждая из частей обрывается за полшага до кульминации: мы так и не узнаем, воссоединился ли Дэвид из первой части со своим возлюбленным (или тот его вероломно обманул), научился ли Дэвид из второй ходить заново (или это предсмертный бред) и удалось ли Чарли Гриффит из третьей вырваться за пределы ковидного ГУЛАГа, в который превратилась Америка.

Но если смотреть на имена как на подсказку, то прогнозы во всех трех случаях неутешительные. Дэвиды у Ханьи Янагихары - это такие парни, у которых не получается. Вечные Мелвилловские "младшие помощники", о которых я писала выше (если интересно, поищите по тегу). И когда в третьей части мы узнаем, что помогать героине берется очередной Дэвид, в романном воздухе разливается некоторое уныние.

Конечно же, "До самого рая" - это роман о надежде и свободе, и каждый раз вместе с героями мы надеемся, что вот уж этому-то Дэвиду (или Чарли) повезет, и сияющая свобода встретит его (или ее) радостно у входа. В этой надежде, собственно, и состоит важнейшая механика романа. Но, как мне кажется, важно помнить, что это такая честертоновская надежда вопреки разуму и даже вере, неодолимая именно потому, что романтически обреченная. Видишь Дэвида - жди беды, но надейся на чудо. Держи ум твой во аде и не отчаивайся.

#до_самого_рая
Вы, верно, думали, что мои заметки о "До самого рая" Ханьи Янагихары закончились? Ан нет - вот еще одна порция. На этот раз про имена героев.
1 минута
1745 читали