47,5 тыс подписчиков
Грозящий США дефолт: кто отвернет первым?
Экономика США сейчас испытывает свой самый серьезный кризис за последние 15 лет. По совокупным активам находившихся под управлением обрушившихся банков кризис 2023 года уже обогнал банковский кризис 2008 года.
Финансовые аналитики в США говорят о другом надвигающемся кризисе — ипотечном кризисе по коммерческой недвижимости. Спрос на офисное пространство резко упал во время коронавируса, когда конторы переводили своих работников на удаленку. И спрос так и не восстановился.
Теперь владельцы купленной по ипотеке пустующей коммерческой недвижимости должны будут отдать долги объемом в $1,5 трлн. А эти деньги взять неоткуда.
Это создает угрозу уже не только банковского кризиса, но и инвестиционного. Когда похожая история случилась в 2008 году, США на выходе получили ситуацию, когда четыре крупнейших банка: JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo стали контролировать 45% всех банковских вкладов в стране. А три крупнейших инвестиционных фонда на Уолл-стрит: BlackRock, Vanguard и StateStreet в совокупности стали самыми большими акционерами у 88% компаний, входящих в индекс S&P 500.
То есть, кризис 2008 года привел к гиперконцентрации главных финансовых активов под управлением очень маленькой группы банков и инвестиционных фондов.
Другими словами, к образованию олигополии в американской и мировой финансовой системе. В свою очередь, кризис 2023 года уже приводит к её укреплению.
А тут Конгресс и Белый дом решили подлить керосина в огонь и сделали актуальным разговор про дефолт США по своим казначейским обязательствам. Как они дошли до жизни такой?
Конгресс впервые законодательно ограничил размер госдолга США в 1917 году в связи с военным займом. Так как бюджет США обычно является дефицитным, госдолг постепенно растет, и за последние 106 лет Конгресс повышал так называемый потолок госдолга более ста раз. Сейчас он находится на уровне $31,4 трлн.
Обычно повышение Конгрессом потолка госдолга является чисто техническим мероприятием, но в случаях когда контроль над Белым домом и Конгрессом находится у разных партий, Конгресс может использовать повышение потолка госдолга в качестве инструмента давления на Белый дом.
Из-за этого периодически случались кризисы, но никогда не доходило до дефолта. Все считали, что что-то подобное случится и в этот раз.
Республиканцы, у которых большинство в палате представителей — давно требуют от администрации президента США урезать бюджетные расходы, и говорят, что только в этом случае они согласны проголосовать за повышение верхнего лимита госдолга. Администрация Байдена отказывается идти им на встречу.
Только 2 мая министр финансов США Джанет Йеллен вдруг предупредила, что возможности избежать дефолта по казначейским обязательствам у США могут закончиться не к концу июня, как раньше считалось, а уже к первому июня.
И администрация Байдена, и спикер палаты представителей Кевин Маккарти продолжают играть в «кто отвернет первым». Трамп уже посоветовал Маккарти дожимать демократов до конца, даже если это приведет к дефолту.
Правда, Трамп еще сказал, что демократы «скорее всего сломаются». И в этом есть свой резон, так как в случае дефолта избиратели будут скорее винить находящихся у власти демократов.
Правда, если случится дефолт, вопрос, кого именно будут винить американские избиратели, будет делом десятым.
Трамп, конечно, прав. Это будет психологическое событие. Но только вся ценность доллара состоит лишь в том, что все считают казначейство США надежным заемщиком.
Поэтому, если новый кризис — это как горящий сарай, то дефолт по казначейским обязательствам США бросит в этот пожар огромную бочку с керосином.
Это откроет совсем другие возможности перед Уолл-стрит, в том числе и политические. Только готовы ли элиты на такой шаг?
Вот это вопрос на триллион.
3 минуты
13 мая 2023