Найти тему

ИСТОРИЯ ДИКОГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ. ЧАСТЬ 2


В первой части мы писали о том, что даже без влияния человека жизнь диких северных оленей Камчатки нельзя назвать раем. В зимнее время они буквально выживают с величайшим трудом и большими потерями. Эволюция научила их справляться с пургой, снегом и пеплопадами, разумно использовать скудные кормовые ресурсы.

А что делать с человеком и его изобретениями – не научила.

Сначала на численность диких северных оленей стала влиять охота. Люди веками на них охотились, до определённого времени разумно эксплуатируя стадо. Но с появлением, а затем – распространением огнестрельного нарезного оружия, охотники перестали быть с диким зверем на равных. Человек и его технические возможности развиваются. Олень отступает (тогда еще было, куда).

В двадцатом веке охота на дикого северного оленя осуществлялась по трём направлениям: промысловая (с целью государственных заготовок мяса и шкур), индивидуальная (на питание) и спортивно-любительская. Промысловикам важно выполнить план. Спортсменам – добыть трофей покрупнее (таким образом они меняют структуру популяции, изымая из неё крупных самцов). А ещё есть браконьеры, которым никто не указ. И которым, например, окружить и расстрелять небольшое стадо, забрав лишь малую часть мяса (всё не увезти) – в порядке вещей.

Но беды, принесённые оленю цивилизацией, не заканчивались эффективными орудиями охоты. На Камчатке строили дороги, осваивали южные горные районы промышленностью. Охотоведы с 70х отмечали регулярные осенние миграции с юга на север Камчатки. А весенних – обратно – не было. Постепенно единая популяция диких северных оленей Камчатки распалась на три территориальных очага: Кроноцко-Жупановский, Южный и Озерновско-Укинский. Они пересекались при миграциях. Обменивались животными. Но уже не были единой популяцией, как раньше.

Всего к 1970м их оставалась около десяти тысяч особей.

Все тексты этой серии основаны на материалах книги «Дикий северный олень Камчатки» В.И. Мосолова, В.И. Филя.
ИСТОРИЯ ДИКОГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЯ. ЧАСТЬ 2  В первой части мы писали о том, что даже без влияния человека жизнь диких северных оленей Камчатки нельзя назвать раем.
1 минута