Найти тему

Рубрика #Большая_Стирка

Выпуск № 56: Акции "Юнипро" и "Фортум" под внешним управлением Росимущества и другие инструменты управления экономикой

В январе 2021 года на СОНАР-2050 вышел мой доклад под названием «Русский прагматизм», где я разбирал взятые на вооружение за последнее десятилетие инструменты развития экономики, в частности налоговые манёвры, госзакупки как средство поддержания спроса, маркировку товаров, специнвестконтракты (СПИК 1.0 и 2.0) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также меры по национализации элит и деофшоризации экономики.

Спустя два года комплекс этих мер можно дополнить национализацией/взятием под временное управление, а также приватизацией и концессией (вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью).

Последняя себя, похоже, особенно хорошо зарекомендует в сфере городского общественного транспорта: первый концессионный трамвай в Таганроге уже ездит, на очереди проекты в Челябинске (троллейбус) и Ростове-на-Дону (трамвай). Практика показала, что концессия – вполне рабочий инструмент, если его грамотно использовать.

С приватизацией дела обстоят сильно хуже.

В общественном сознании она крайне демонизирована, а как инструмент годится разве что для периода экономического подъёма и торжества неолиберализма, когда государству нужны деньги и оно может себе позволить уйти из разных сфер экономики, но не для кризисных времён, когда нужно провести модернизацию. В том же ЕС в прошлом году национализировали «Юнипер». Плюс непонятно, что сейчас можно приватизировать из того, что могло бы принести частному инвестору максимальную прибыль в кратко- и среднесрочной перспективе и зачем такой актив приватизировать, если у самого государства есть крупные банки, госкорпорации и менеджеры, способные управлять отдельными компаниями. Поэтому тему приватизации в медийном пространстве толкает разве что глава ВТБ Костин.

А вот антипод приватизации – национализация или её промежуточная фаза в виде взятия под внешнее управлением – используется в последние годы активно.

Из того, что отпечаталось в памяти:

1. Взятие под внешнее управление предприятий Ахметова в ЛНР и ДНР с передачей их Курченко (ужасный опыт) и затем Юрченко (куда лучше).
2. Национализация Башкирской содовой компании.
3. Национализация Соликамского магниевого завода.
4. Национализация железнодорожных активов немецкой Siemens.
5. Передача Росимуществу компаний «Юнипро» (российская «дочка» национализированного правительством ФРГ «Юнипер», контролирующая 5 ТЭС) и «Фортум» (активы в возобновляемые источники энергии) с назначением их директорами выходцев из Роснефти.

В первом случае нужно было перезапустить предприятия, брошенные украинской властью. Во втором случае – решить острый конфликт между бизнесом и обществом. В третьем – передать предприятие, производящие магний, под контроль «Росатома», которому получили развивать добычу редких и редкоземельных металлов. В четвёртом – обеспечить ремонт «Сапсанов» собственными силами вместо Siemens после её скоропостижного ухода из России. Пятый случай – компенсация «Роснефти» её потерь из-за отъёма у неё правительством ФРГ акций трёх НПЗ.

Как видно, арсенал инструментов управления экономикой постепенно расширяется.

От редакции: Как мы видим в ежедневном отчёте бота-измерителя, новость о национализации "Юнипро" и "Фортум" была воспринята с одобрением 40-ка процентами респондентов.

Материал подготовил Иван Лизан - аналитик проекта СОНАР-2050

Как устоять в когнитивной войне? Подписаться

2 минуты