84 подписчика
Закулисье театра военных действий
#россияvsукраина #сша
Часть III. Теория вероятности и “туман войны”
Вопрос на который мы постараемся ответить в этой части – стоит ли Вашингтону настоятельно подталкивать Киев к масштабному контрнаступлению, если шансы на успех невелики? Ведь не нужно забывать, что в этом военном конфликте в числе прочего на карту поставлен престиж Штатов.
Приведем аналогию. Шахматистам известна закономерность, что в плохой позиции гроссмейстер нередко быстрее проиграет другому гроссмейстеру, нежели мастер.
Дело в том, что мастер, упорно обороняя плохую позицию, лишь оттягивает неизбежный конец, а гроссмейстер, заранее оценив печальные перспективы, пытается переломить ход борьбы некими радикальными методами – некорректными комбинациями, авантюрными жертвами и т.д.
В абсолютном большинстве случаев это приводит к быстрому поражению, но иногда противник может дрогнуть, и тогда блеф обернется спасением, а иногда – и победой рискнувшего.
Блестящий пример дал идущий сейчас матч на первенство мира между Яном Непомнящим и Дин Лиженем. В 8 партии, имея стратегически проигранную позицию, которую можно было бы уныло, но безуспешно оборонять пару десятков ходов, русский претендент внезапно для всех бросил в атаку ферзя, отдав на ровном месте ладью.
Китайский претендент растерялся и не нашел как после взятия ладьи увести короля от вечного шаха, не стал принимать жертву и партия завершилась вничью. Хотя позиция была выиграна буквально в 6 ходов…
Приведенная аналогия хороша тем, что Непомнящий ставил под бой не себя, а свою ладью; так же и Вашингтон рискует не своей, а чужой армией.
Более глубокие параллели между 8-й партией матча на первенство мира перед 31 ходом черных и ситуацией на украинских фронтах в конце апреля станут понятными, если мы введем условную шкалу от –10 [полный успех России] до +10 [полный успех Украины] и попробуем в ее рамках смоделировать ситуацию глазами вашингтонских стратегов.
При развитии нынешних трендов – медленное наступление русской армии, большие потери ВСУ от огневого поражения в условиях полного перевеса ВС РФ в артиллерии, авиации, броневой мощи, а также сокращения поддержки со стороны Запада, будущие итоги весенне-летней кампании можно спрогнозировать на уровне –5, причем с негативным прогнозом по дальнейшей динамике.
Предположим, что Вашингтон рассчитывает, что в случае успешного контрнаступления ВСУ будет достигнут баланс сил на уровне 0, а в случае неудачи прогнозируется результат весенне-летней кампании на уровне –6.
Как мы видим, в случае успеха “базовый уровень” –5 улучшается на 5 единиц, в случае неудачи ухудшается всего на 1 единицу.
Т.е., контрнаступление с шансами 20% уже является вполне обоснованным с точки зрения теории вероятности: 5*0.2 = 1 больше, чем 1*0.8 = 0.8.
Даже сценарий “ва-банк”, при котором ВСУ в случае успеха контрнаступления выйдет на “переломный” уровень +5, рискуя в случае провала оказаться на грани разгрома –8, является разумным [для Вашингтона, разумеется] уже при шансах на успех на уровне всего 25%: 10*0.25 = 2.5 больше, чем 3*0.75 = 2.25.
Впрочем, мы лишь подтвердили численным примером тот непреложный факт, что чем хуже ситуация, тем оправданнее риск. Что на эмпирическом уровне прекрасно знают шахматисты. И вашингтонские стратеги.
P.S. 27 апреля, глава Офиса президента Украины Андрей Ермак и главком ВСУ Валерий Залужный провели телефонный разговор с советником Президента США по нацбезопасности Джейком Салливаном и председателем Объединенного комитета начальников штабов генералом Марком Милли.
“Проинформировали американскую сторону об актуальной ситуации на поле боя, возможных действиях врага и мерах, предпринимаемых силами безопасности и обороны Украины с целью освобождения украинских земель. Акцентировали на важности продолжения активной поддержки партнерами украинской армии, в частности, поставки вооружения и боеприпасов”, – сообщил Андрей Ермак.
3 минуты
27 апреля 2023