Найти тему
98 подписчиков

вех в истории Вельска. С ноября 1940 года началась новая эпоха развития города, как одного из индустриальных центров области.

Для прокладки трассы Коноша – Котлас (367 км), для ускорения работ на участке Коноша – Вельск решили использовать существующую лесовозную железнодорожную ветку (её строил в 1928-1939 годы трест «Мосгортоп» для поставки в Москву дров и шпал для метро). Строительство узкоколейки сошло «на нет» к 1939 году, не дойдя до Вельска 1,5 км. Но ещё осенью 1934 года часть дороги (97 км – через Юру, Солгу и др.) до разъезда Синега с большими недоделками и отступлениями от проекта была сдана во временную эксплуатацию. Станция Синега на несколько лет стала ближайшей железнодорожной станцией к Вельску.
Строительство Печорской магистрали на территории Вельского и Усть-янского районов было поручено образованному 25 сентября 1940 года Северо-Двинскому ИТЛ (СЕВДВИНЛАГ, расформирован 4 сентября 1946 года). Его управление разместилось в Вельске, который оказался самым удачным местом для дислокации. Через Вельск проходил Архангельский тракт, город имел электростанцию, телефонную и телеграфную связь. Руководители Севдвинлага жили на частных квартирах, чины пониже – в общежитии сельхозтехникума (здание не сохранилось). Первый этап подневольных строителей «сидельцы» с Дальнего Востока и других лагерей, в том числе Карагандинского ИТЛ) прибыл пешком в Вельск со ст. Коноша 12 ноября 1940 года. Изумлённые жители провинциального городка (население в Вельске – 5700 человек) наблюдали, как вырубается сосновый бор, занимаются поля Учебного хозяйства сельскохозяйственного техникума и близлежащих колхозов. Всего под строительство было выделено 104634 га земельных угодий лесов и пашни.
Из заключённых были сформированы бригады, которых расселяли в бараки, объединённые в лагпункты на 1 тыс. сидельцев – они назывались колоннами, имели порядковые номера. Располагались эти колонны через 3-4 км по всей трассе от Коноши до Котласа. Через каждые 20 км пути были созданы строительные отделения. Первоначально открытие временного движения на линии Коноша – Котлас было намечено на 1941 год. Однако, в январе 1941-го этот срок перенесли на 1942 год.
С началом Великой Отечественной войны работы по строительству Северо-Печорской магистрали ещё больше ускорились, т.к. ж/д Коноша-Котлас включили в список ударных сверхлимитных строек.
Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 10 ноября 1941 года «О строительстве железнодорожной линии Коноша – Котлас» открытие временного движения на всём участке намечалось на 1 февраля 1942 г., с пропускной способностью 9 пар поездов в сутки. Для ускорения строительства приказом НКВД от 12 ноября 1941 г. разрешалось производить работы по упрощённым техническим условиям.
К 25 февраля 1942 года были завершены работы по подготовке земляного полотна, а в ночь с 4 на 5 марта была закончена укладка верхнего строения пути. Таким образом, за короткий период – с 1 января по 5 марта 1942 г., заключёнными было уложено 130 км главного
2 минуты