Найти тему
47,6 тыс подписчиков

1918 г. апрель


...закончилась жизнь Н. Пиросмáни.

Детство художника Никó Пиросманашвúли (Пиросмáни) прошло в зелёном горном селе Мирзаáни в Грузии. Мальчик рос в крестьянской семье — бедной, но любящей, — где был самым младшим. У Нико были ещё брат и две сестры.

Дети рано остались сиротами и их отдали в разные семьи. Нико попал в дом вдовы богатого фабриканта, бывшей работодательницы его отца, и спустя некоторое время оказался в большом городе Тифлисе (нынешний Тбилиси).

Художественного образования Нико не получил. Рисовать он учился, наблюдая за природой и людьми, вглядываясь в иконы и церковные росписи, рассматривая портреты и уличные вывески. В Тифлисе Нико пробовал поначалу работать на железной дороге, держать молочную лавку. Но его страстно тянуло к живописи, и, в конце концов, он бросает торговлю и становится бродячим художником.

Заходя в трактиры и лавочки, Пиросмани рисовал их завсегдатаев и хозяев. За свой труд он получал еду и немного денег, быстро расходившихся на краски и кисти. Вместо холста художник использовал дешёвую чёрную клеёнку, которую обычно стелили на столы.

На чёрном фоне яркими весёлыми чистыми красками — красной, жёлтой, синей, зелёной, белой — писал Пиросмани свои картины. Ненужные детали он отбрасывал, обобщая образы, чутко и тонко передавая общее настроение.

Сбор винограда, рыбалка, охота и пиры, работающие, веселящиеся и просто задумавшиеся о чём-то люди — всё выходило у художника проникновенно и живо. Мир его картин удивительно чист и светел. Люди и даже животные погружены в размышления о самом важном — о смысле жизни, о добре и зле.

Вот на дороге повстречались несчастный бездетный миллионер с женой — и счастливая бедная крестьянская женщина с детьми... Вот крестьянка в тихий горный вечер ведёт с кувшином на плече набрать воды двоих жмущихся к ней ребятишек с маленькими кувшинчиками... А вот ласковая мать-лань привела на водопой своего детёныша... Человеческими глазами смотрит на стреляющего в него охотника раненый олень... Оловянно-пусты и жестóки глаза орла, вцепившегося когтями в зайца.

Некоторые сюжеты Пиросмани были диковинкой для жаркой Грузии. Так, северная белая медведица с медвежатами на его картине стоит... возле гранатового дерева с зелёными плодами и зарослей кукурузы. Из дальних стран забрёл верблюд с полосатой попоной, ведомый под уздцы погонщиком в высокой папахе. Необычно чудесен и серый, в чёрных пятнышках, жираф.

Из воспоминаний русского писателя К. Г. Паустовского о впервые увиденной им на квартире коллекционера картине «Жираф»:

В мои глаза в упор впился дикий, влажный, всепонимающий взгляд высокого... зверя. Он медленно изгибал свою шею и, казалось, ждал, что в пустых, оставленных комнатах раздастся чей-то крик... Смотрел тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании — какой-то странный зверь, напряжённый, как струна.

В Тифлисе знали и любили бродячего живописца. А в начале XX века о нём узнал и заговорил и весь мир. Одна из последних работ знаменитого испанского художника Пáбло Пикáссо — портрет «Нико Пиросмани».

1918 г. апрель  ...закончилась жизнь Н. Пиросмáни.  Детство художника Никó Пиросманашвúли (Пиросмáни) прошло в зелёном горном селе Мирзаáни в Грузии.
2 минуты