3161 подписчик
Призвание варягов, множество совместных походов на Византию и крещение Руси, вдохновившее будущего норвежского конунга Олафа Трюггвасона крестить Норвегию…
Все эти важнейшие события в истории нашей страны связаны с варягами. Но сохранились ли варяги в народной памяти? Сохранились ли они в былинах?
Ведь в былинах сохранены и древние мифологические представления, навечно засели в народной памяти поход на Корсунь (былина «Глеб Володьевич и Мария Кайдаровна»), противостояние с Хазарией и другие события произошедшие даже до крещения Руси! Неужели варяжский след никак не сохранился?
Ответ на этот вопрос одновременно и да, и нет.
В былинах действительно нет ни одного прямого упоминания варягов, варяжских дружин, нет персонажей скандинавского происхождения. Есть, конечно, единичные упоминания Швеции, но уже не как варягов, а врагов России, с которыми шла долгая Северная война.
Однако в былинах прослеживается четкая дихотомия «свой-чужой». Свои это члены своего рода, соотечественники, русские богатыри, перехожие калики, православные христиане, простой народ и пахари. А чужие – это все остальные. Захватчики из Орды, паны-уланы из Литвы, языки немецкие из далеких земель. Промежуточное положение занимают только гости из богатой Индеи – заезжие богатыри, которые вроде как тоже свои, русские, но относящие к другому, иному государству.
Именно поэтому варяги никак отдельно не упоминаются, ведь они и так «свои», зачем выделять их отдельно? По этой причине в описании Сокола-корабля можно узнать варяжский драккар «Нос взведен по-змеиному», а профессор истории литературы Орест Миллер видел в образе богатыря Хотена Блудовича «варяжские черты».
Поэтому достаточно спорно использовать аргумент, что варяги не упоминаются в былинах в качестве противовеса норманской теории. Варягов нет в былинах, не потому что их не было. А просто варяги в эпосе уже свои.
1 минута
24 апреля 2023
226 читали