Найти тему
25,2 тыс подписчиков

✨ СМОТРИМ НАВЕРХ

Парадная Голубая гостиная – самый большой и нарядный зал на половине Павла Петровича в Екатерининском дворце. Этот интерьер создал архитектор Чарльз Камерон в начале 1780-х: стены затянуты белым шёлком с насыщенными синими цветами, а плафон – сложный и многоцветный.

Оригинальный камероновский плафон погиб в пожаре в 1820 году. Архитектор Василий Стасов восстановил архитектурно-декоративное убранство гостиной, а потолок оставил белым. В 1855 году архитектор Андрей Штакеншнейдер вмонтировал в центр потолка картину Владимира Мошкова «Воздержанность Сципиона» в обрамлении лепного барельефа, двух круглых и двух овальных медальонов. Но меньше, чем через десятилетие случился новый пожар, после которого потолок вновь оштукатурили.

После Великой Отечественной войны реставраторы обнаружили в Эрмитаже оригинальный чертёж Чарльза Камерона. Это позволило художникам воссоздать задумку шотландского архитектора с максимальной точностью. Роспись воспроизводит систему перекрытия в форме купольного парусного свода. В оформлении – грифоны и амуры в медальонах. В прямоугольных рамах – живописные композиции на сюжеты античных мифов, которые Камерон в своём описании назвал «портретами».

Плафоны Чарльза Камерона хорошо демонстрируют отличия монументально-декоративной живописи эпохи классицизма от стиля барокко, который доминирует в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца. На смену живописным плафонам пришла роспись. Очень часто в ней преобладает сложный оригинальный орнамент, характерный, в том числе, и для Парадной Голубой гостиной.

В рубрике «Смотрим наверх» мы любуемся плафонами и люстрами дворцов и павильонов нашего музея.
✨ СМОТРИМ НАВЕРХ Парадная Голубая гостиная – самый большой и нарядный зал на половине Павла Петровича в Екатерининском дворце.
1 минута
554 читали