21,5 тыс подписчиков
33 года назад покинул этот мир великий советский комик СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ – один из самых харизматичных трагикомических артистов. Правда, его дар драматического актёра был почти не востребован в нашем кино.
Филиппов снялся в 105 кинолентах, но сыграл там погромщика, саботажника, немецкого ефрейтора, палача, спекулянта, жулика, ревнивого мужа, пассажира… Конечно, кто-то должен играть и отрицательные роли – Гамлетов на всех не хватит. И всё же странно, что у неподражаемо блестящего, уникально талантливого трагикомического актёра за 53 года работы на просторах отечественной киноиндустрии появилась лишь одна главная роль.
С 1933 года окончивший хореографическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума Филиппов начинает служить в Театре оперы и балета. Но балетным танцором он пробыл недолго. Во время четвертого спектакля Сергей Николаевич потерял сознание и упал на сцену с сердечным приступом. Врачи настояли на расставании с хореографией. Работая потом в эстрадной театр-студии, Филиппов попал в поле зрения Николая Павловиа Акимова, который взял его в свой Театр комедии. «Юмор Сергея Филиппова, - отмечал Н. Акимов, - глубоко психологичен и человечен в отличие от иных комических актёров, которые строят свой юмор на формальных приемах». Другая причина необыкновенной популярности артиста виделась Акимову в том, что Филиппов обладал редким даром подмечать в людях смешное, уродливое, отживающее. Творческое наставничество выдающегося советского режиссёра сыграло большую роль в становлении артиста. Но настоящая популярность к Сергею Филиппову пришла в годы войны, когда он снялся в картине Сергея Юткевича «Новые похождения Швейка» в роли ефрейтора Шпукке. Затем успех закрепили разведчик Краус из «Беспокойного хозяйства», баянист Брыкин из «Здравствуй, Москва!», Курт из «Константина Заслонова» и многие другие кинообразы, показавшие своеобразное актёрское дарование Филиппова и органическое существование в образе, а также умение с помощью богатой мимики передать сложные психологические состояния. Режиссёры ценили его невероятную физическую выносливость, ловкость, смелость, склонность к риску. Высокий, худой, внешне нескладный, он виртуозно танцевал и красиво двигался. Его грубое лицо сочеталось с богатейшей мимикой и врождённым юмором.
В 50-60-х зрителей восхищали роли Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров», лектора в «Карнавальной ночи», Комаринского в «Девушке без адреса». Филиппов переносил из роли в роль разные варианты шоферов, милиционеров, швейцаров, стремясь каждому из них придать живые человеческие черты, и весьма успешно! Но всё-таки глубинный драматический талант актёра не раскрыл ни один режиссёр.
Актриса Любовь Тищенко, с которой Сергея Николаевича связывала работа в фильмах «Золушка», «Укротительница тигров», «Синяя птица», «Медовый месяц», вспоминала: «Помню самые последние его слова: «Знаешь, Любушка, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже заплакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину. Ведь согласись – моя же роль».
Об этом редком актёре сняты документальные фильмы, написана книга. Но мы и так будем помнить, потому что забыть невозможно.
2 минуты
23 апреля 2023
293 читали