Найти в Дзене
286 подписчиков

У старшей дочки в классе новенький - 10-летний мальчик - украинский беженец - аутист, речи нет. Во время обеда может подбежать, схватить еду у другого ребенка и быстро засунуть ее себе в рот, может кричать во время урока, а все ножницы дети собрали в ящик, куда он не дотянется. Ну то есть, я так понимаю, мешает он прилично.

Узнала я о нем недавно, хотя в классе он уже пару месяцев. Значит дочка (довольно откровенная) считает его присутствие нормой и не только она, а весь ее класс, хотя этот кадр еду у них отобрать может, или посреди урока встать и ходить может, или мычать...
В Канаде нет специальных коррекционных школ (если я правильно поняла), ребенок с особенностями попадает в обычный класс по году рождения, у него индивидуальный план обучения, его забирают на занятия специальные учителя. Говорят, что по сравнению со светскими, в католических школах детям с особенностями дают больше поддержки.
Канадская школа научила меня, что дети очень адаптивны. Учителя им в начале объясняют без экивоков что с их новым одноклассником, дети ржут пару дней, а потом принимают ребенка с особенностями в стаю.
1. Учительница новенького парня не учит, его учат и задания ему дают специальные учителя, которые к нему приезжают. Он может сидеть на уроках со всеми, но задание будет делать свое. Но он все равно наверняка здорово мешает учительнице.
2. Насколько я поняла, анин класс даже такого явно тяжелого ребенка принял, хотя наверняка он вызывал и вызывает у них стресс. Реагировали первые дни, потом перестали. Но тут надо понимать, что обучение в канадской школе в принципе отличается от российской, оно основано на других принипах и технически выглядит иначе. Например, класс разбит на 3-4 группы, которые каждый месяц перетасовываются; часто дети не сидят, а стоят или ходят; в младших классах совсем может не быть индивидуальных парт, они появляются классу к 4-5 и т.д. На мой неискушенный взгляд, канадские школы ближе всего к вальдорфским.
3. У мальчика есть тьютор, который находится с ним рядом постоянно. Вернее, тьюторы потому что они меняются: один день - один, второй день - другой, третий день - третий. С едой - когда он вырывает у одноклассников - это значит тьютор не успел потому что мальчик очень быстрый (любопытно, а когда мальчик дорастет лет до 14 и будет здоровым и физически сильным, как с ним тогда управятся тьюторы?). Когда один тьютор не справляется, он по рации вызывает второго, это значит, что второй тоже постоянно находится в школе. Возможно, это тьютор другого ребенка с особенностями, есть же еще как минимум девочка с ДЦП, но точно я про второго тьютора не знаю, не берусь утверждать.
4. Еще дочка рассказала, что мальчику дали какой-то гаджет, который вокализует и вообще он уже многому научился, хотя прошло всего пара месяцев. Стал спокойнее, больше сидит спокойно. Настолько быстрый прогресс наводит на мысль о том, действительно ли уо настолько сильная, как кажется. Или же дело в том, например, что парня никогда не учили английскому? Мало того, что переезд (сам по себе дикий стресс), так еще и язык новый. А, может, он и в терапии никогда не был, потому что если есть заметный глазу прогресс всего за пару месяцев - это очень быстро.
Вся эта история мне вдвойне интересна на фоне сильного разрушения системы коррекции в России, упразднении спецшкол, слиянии учреждений. Как я поняла, какие-то спецшколы еще держатся, но все чаще дети с особенностями оказываются в общих классах, а их образование возлагается на - тададамс! - просто школьного учителя. А это дети с особенностями. Аутист и циркуль может взять и ткнуть им в кого-то. Но РАС - это широкий спектр, очень широкий, есть и саванты. Но все равно, разрушение системы означает, что вот такой вот тяжелый мальчик в любой момент может прийти в любой класс и в России.
Как правильно с такими тяжелыми детьми, я сама не знаю: в общем классе с правильной инклюзией? Или в спецклассе малой наполняемости? Подозреваю, что варианта "лучше для всех" нет.
Короче, интересная история, буду по возможности следить, что дальше будет.
3 минуты
103 читали