Найти тему
20 подписчиков

— Какого черта я вообще должна что-то писать? — Катя явно злилась, что тексты ей не даются, и пыталась найти альтернативу. — Давайте я буду просто хорошо делать свое дело, а клиентов мне будет искать кто-то другой. Ну вот вы, Майя, умеете писать, а я умею работать с клиентами. И совершенно не хочу учиться писать и вести все эти ваши соцсети.


Я слушала очень спокойно, потому что хорошо понимала, что происходит с Катей. И это нежелание писать и заниматься поиском клиентов мне тоже отлично знакомо. Так хочется просто “делать свое дело” и чтобы люди как-то сами узнавали и приходили. Все эти мысли, ощущения и желания я проходила много раз. Сама, с клиентами и с друзьями. И я точно знаю, откуда берется это нежелание и даже ненависть к соцсетям и продвижению у самых лучших специалистов, в том числе, прекрасно выступающих и искрометно консультирующих.

Дело в том, что писать тексты — это навык. И навык совершенно отдельный, не связанный с основными компетенциями большинства экспертов. А значит, начиная писать тексты, общаться, отвечать на комментарии, мы попадаем в зону “осознанной некомпетентности”. Мы точно видим, что у нас не получается, но пока не понимаем, как сделать лучше.

А еще мы понимаем, что наше “не получается” заметно не только нам. И тревожимся за свою репутацию: мол, какой же я эксперт, если не могу понятный пост написать или с троллем в комментариях договориться? От тревоги, понятное дело, все становится только хуже.

Но это причины внутренние. А есть ведь еще и внешние. Например, у нас очень инфантильный рынок. Рынок не готовый к продажам, не понимающий как они устроены и что в них хорошего. И это нормально. Потому что в масштабах мировой экономики продажам у нас с вами сейчас 30 лет. Возраст не то что младенческий, а практически неонатальный. Babyborn, а не рынок. И это влияет на всех участников рынка — и на тех, кто продает и на тех, кто потребяет услуги и продукты.

И поведение обеих сторон сделки детское. Мы все время пытаемся не просто написать/опубликовать/продать или прочитать/купить/не купить, мы себя оцениваем через призму этой коммуникации. Молодец или не молодец? Хороший или плохой? Ведь для ребенка совершенно невыносимо если мама его не одобряет: верный знак, что умирать ему от голода и холода в одиночества.

Но общество не мама. И поэтому дает нам одобрение плохо и мало — оно просто не умеет его давать. У него нет ни такой задачи, ни такого инструментария, которые поддерживали бы все наши “выходы в свет” и попытки заявить о себе. Да к тому же, в этом самом обществе уже лет сто как укоренились дьявольская позиция “ни у кого ничего не просите, сами все дадут”. Хотя ждать пока “все сами догадаются” очень неэффективная стратегия. В продажах так особенно. Но когда больше не во что верить, то и в дьявола с его истинами веришь охотно.

Вот и получается, что пишущий подспудно ждет одобрения, но точно знает, что его не получит. Отсюда и беспомощность, и немота. Но это только часть истории.

Второе, и ничуть не менее важное. Ваша память сигналит, что писать о себе не только дискомфортно, но еще и небезопасно. Потому что услышат, увидят, донесут и плохо будет. Потому что последние лет сто в России за рекламу/продвижение/продажу ссылали, наказывали и репрессировали. И за получение “нетрудовых доходов” в Советском Союзе, а на самом деле, до 93-го года грозил нешуточный срок: “Спекуляция, то есть скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества…”

А ведь продажа любого предмета … ну в общем-то имеет цель “нажиться”? Ну явно не для того, чтобы стать беднее мы продаем услуги или товары? Но именно с таким законодательством жили наши с вами дедушки, бабушки, мамы и папы. Так удивительно ли, что вам теперь не даются продающие посты?

И, конечно, при таком исходнике немудрено, что при любом подходе к тексту внутри обостряется тревога. Что подумают? Что скажут? Что произойдет со мной и моей репутацией после публикации?
3 минуты