Найти тему

В марте 1890 года Анри Руссо выставил в Салоне Независимых свой автопортрет, который назвал «Автопортрет-пейзаж».Он изобразил себя стоящим на фоне украшенного яркими флажками корабля. Всё говорит о том, что на картине изображен художник: берет, палитра в одной руке, в другой - кисть. Руссо представляет себя как известного и опытного художника. Но в 1890 году еще никто не мог предвидеть,что на выставке представлена работа действительно большого художника,практически родоначальником наивного искусства. В то время для всех он был просто художником -самоучкой.

В Салоне Независимых автопортрет Руссо стал предметом насмешек: «Художник, без сомнения, в припадке излишней скромности представил себя карликом с огромной головой, которую отягощают глубокие мысли, в то время как зритель себя чувствует взволнованным и безоружным»- писали о картине. Или вот: «Мне трудно писать ясно и точно о господине Руссо, работы которого можно было бы назвать сенсацией у Независимых. Господин Руссо пытается обновить живописное искусство. Портрет-пейзаж является его собственным изобретением, и я посоветовал бы Руссо приобрести на него патент с тем, чтобы другие могли подражать ему».
Руссо, однако, был совершенно не восприимчив к иронии. Через 17 лет после этой выставки он с гордость напишет: «Как утверждает пресса, я являюсь изобретателем портрета-пейзажа...» Все насмешливые замечания журналистов он собирал в своей записной книжке, но воспринимал совершенно в противоположном ключе. Он говорил: «Все признают большую искренность моих произведений.»
На картине присутствуют множество довольно легко расшифровываемых символов. Аэростат в небе и текущая внизу Сена олицетворяют два элемента вечности: пространство и время.
На палитре написаны два женских имени: Клеманс и Жозефина. Клеманс его первая жена, умерла в 1888 году. На Жозефине он женился в 1899 году, девять лет спустя после завершения работы над этой картиной. Ранее на этом месте было написано его имя, которое он впоследствии заменил на имя второй жены.

«Анри Руссо» Дора Валье , издательство «СЛОВО/SLOVO», Москва ,1995 год.
1 минута