Найти тему
13,5 тыс подписчиков

Целая цепочка событий повлияла на то, что в общем-то заурядная статуя Венеры Милосской стала одной из главных памятников античной культуры.

Она была обнаружена обычным греческим крестьянином, который возделывал каменистую землю на маленьком островке Милос в Эгейском море. И возможно никто бы не узнал об этой находке, если бы не французский корабль, который в то время был пришвартовал в бухте. Мичман с корабля сделал рисунок статуи. На нем кстати видно, что скульптура состоит из двух фрагментов. Вместе с Венерой были обнаружены и два постамента с головами неизвестных.
Генеральный консул написал Послу Франции в Османской империи с предложением выкупить статую и приложил рисунок, сделанный мичманом.
Дело в том, что Франция отчаянно нуждалась в греческом искусстве. Ведь созданный еще Наполеоном Музей античных скульптур стоял полупустым. Часть трофеев, полученных во время наполеоновский войн, пришлось вернуть. К примеру, в Ватикан была возвращена действительно незаурядная скульптура Лаокоона. Венеру Целомудренную из коллекции Медичи, которая тоже бесспорно является шедевром мировой культуры, отправили назад во Флоренцию.
В итоге французы выкупили статую Венеры всего за 836 пиастров. Хотя некоторые эксперты сильно сомневались в ее ценности. Мол, сильно изуродована, непонятно, как были изображены руки, возможно это вообще часть какой-то композиции. Нижняя часть с драпировкой и вовсе невнятная. Кроме того, статуя была создана не в классический период Греции, а чуть позже.
Тем не менее, Венера Милосская заняла центральное место в греческой коллекции Лувра. А лидеры общественного мнения — художественные критики, писатели, живописцы принялись нахваливать приобретение главного французского музея. В иллюстрациях — полотно Жозефа Валенкура «Вид Зала Тибра со статуей Венеры Милосской».
Правда, в общую дуду отказался петь Пьер Огюст Ренуар. Он сразу без обиняков называл статую большим жандармом, считая ее слишком грубой.
Все попытки установить связь Венеры с найденными вместе с ней фрагментами других статуй не увенчались успехом. По одной из версий их могли привезти на этот остров с других мест в Греции. В раннехристианское время была практика, когда античные мраморные скульптуры пережигали на известь для христианских построек и неизвестно, сколько шедевров греческой культуры было безвозвратно утрачено таким образом.
Интересно еще, что скульптура, была разукрашена. К примеру, остатки пигмента сохранились на волосах, так же, скорее всего на ней были металлические украшения: серьги и диадема. На мраморе есть отверстия для крепежа.
2 минуты
217 читали