Найти тему
14,6 тыс подписчиков

Компания SpaceX впервые попыталась осуществить первый тестовый суборбитальный запуск Starship — своего самого сложного и амбициозного проекта. Это ракета-носитель (РН) сверхтяжёлого класса, состоящая из двух полностью многоразовых компонентов (ступеней): первой ступени Super Heavy и космического корабля/второй ступени Starship. Обе ступени работают на перспективной топливной паре «жидкий метан — жидкий кислород» и оснащены жидкостными ракетными двигателями собственной разработки SpaceX Rapter. Запуск (видео) состоялся в 16:28 по московскому времени с частного космодрома SpaceX Бока-Чика на юго-востоке штата Техас, США. Пуск несколько раз переносился по техническим причинам. Как и предполагал Илон Маск, глава компании, первая попытка окончилась неудачей: через три минуты после старта произошла авария. РН была уничтожена дистанционно специалистами с Земли, она успела достигнуть высоты 39 км. Точно причины ещё не известны, но можно заметить отключение некоторых двигателей первой ступени (при этом авионика РН компенсировала это перераспределением тяги на других двигателях) и потерю ориентации РН перед ликвидацией, также известно об отказе системы отделения второй ступени (тестовый прототип Starship, получивший обозначение S24). Планировалась, что S24 достигнет высоты 235 километров, после чего начнёт спуск с приводнением в Тихом океане недалеко от Гавайев. SpaceX, кстати, не планировала восстанавливать прототип, но полученные во время испытаний данные необходимы для дальней работы над проектом.

Как уже указывалось выше, глава SpaceX Илон Маск не особо верил в успех этого испытания. Мало того, всё могло закончиться хуже: мог произойти взрыв первой ступени, что разрушило бы стартовую площадку. Такие опасения вызваны тем, что на первой ступени расположено 33 двигателя Rapter. Да, SpaceX уже 5 лет эксплуатирует без аварий свою другую сверхтяжёлую РН — Falcon Heavy, при запуске которой используется 27 двигателей Merlin-1D, но они разделены в 3 блока Octaweb по 9 двигателей в каждом. Однако история знала РН, где использовалось большое число двигателей в одном блоке — советская лунная РН сверхтяжёлого класса Н-1. Все её пуски завершились аварией, что стало одной из причин закрытия советской лунной программы. На первой ступени Starship, как уже было упомянуто ранее, также отключилась часть двигателей (этой же проблемой страдала и Н-1), но решение о ликвидации было принято, судя по всему, при отделении второй ступени.
Starship — чрезвычайно сложный и амбициозный проект SpaceX. Многие специалисты прямо говорят, что в случае начала эксплуатации этой РН все остальные ракеты в мире сразу же перейдут в разряд устаревших. SpaceX планирует использовать Starship для запуска спутников Starlink второго поколения, в новой лунной программе США с широким международным участием «Артемида» (NASA уже подписала контракт со SpaceX в 2021 году) и даже для колонизации Марса. В перспективе Starship должна будет заменить РН Falcon 9 (у неё было 60 успешных пусков в 2022 году) и Falcon Heavy. Главная проблема проекта — его огромная сложность, причём не только техническая. Например, разрешение на запуск с Бока-Чика SpaceX получала почти 2 года, сталкиваясь с бюрократическими препонами и, видимо, нечестной конкуренцией со стороны других космических компаний, которые, по предположению пользователей иностранных соцсетей, руками экоактивистов задерживали получение разрешения. Однако SpaceX явно не планирует сдаваться. Напоследок напомним, что в проект РН Falcon 9, да ещё и с многоразовой ступенью, ещё 15 лет назад никто не верил. В прошлом году SpaceX осуществила 60 запусков этой ракеты, все успешные, используя многие первые ступени повторно более 10 раз.

На изображении: РН Starship в полёте. Видео запуска.
Credit: SpaceX.
Компания SpaceX впервые попыталась осуществить первый тестовый суборбитальный запуск Starship — своего самого сложного и амбициозного проекта.
3 минуты
103 читали