61,8 тыс подписчиков
Одна из ярких эпох архитектуры -это эпоха конструктивизма и авангарда. Достаточно много еще этих архитектурных сооружений мы видим на улицах городов.
Иногда это жилые постройки, в которых до сих пор живут обычные люди, поликлиники, театры и многое другое. Но есть в Москве одно из моих любимых конструктивистских зданий с цитатами Маяковского. Гениальный и простой лозунг «Нигде кроме, как в Моссельпроме» был придуман Маяковским и стал синонимом 1920-х
,Здание Моссельпрома - это одиннадцатиэтажная башня, в 1920 году это было самое высокое здание в МОскве.
Александр Родченко -русский фотограф, график, скульптор, основоположник конструктивизма.
Моссельпром — московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности появилось в 1922 году и объединяло мукомольные цеха, кондитерские и табачные фабрики, пивоваренные заводы, а также типографии и картонно-ящичные фабрики. Для этой организации и выделили недостроенный доходный дом по проекту архитектора Струкова на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков.
Проектирование и достройку возглавил архитектор Д.М. Коган, а технические работы доверили инженерам В.Д. Цветаеву (двоюродному брату Марины Цветаевой) и А.Ф. Лолейту.
Для облицовки выбрали обычную штукатурку, но торцевую стену из-за экономии оставили неоштукатуренной. Она же обнажала каркас дома. Чтобы скрасить аскетизм здания и сделать его более привлекательным, Моссельпром пригласил для оформительских работ семейную пару — известного художника и фотографа А.М. Родченко и его супругу — художницу В.Ф. Степанову.
Интересные дизайнерские упаковки, разработанные Родченко и Степановой, дополнялись яркими слоганами Маяковского, написанными им для различных торговых марок объединения.
В 1920-е годы торцевая стена представляла собой голый железобетонный каркас, заполненный кирпичом, сюда выходили редкие окна конторских помещений и квартир. Родченко и Степанова использовали рисунок выступающего каркаса, разместив в нем рекламу с надписями. Надписи с цитатами Маяковского делались прямо на кирпиче и бетоне, а натюрморты «Моссельпром», «Дрожжи», «Пиво и Воды» и «Конфекты» — на фанерных щитах. Такая реклама стала самой крупной в Москве в 1920-х годах.
Первый этаж обустроили для администрации московских магазинов, на последующих размещались бухгалтерия, дирекция и другие службы Моссельпрома. Верхние этажи были жилыми и их предоставили работникам бывшей кондитерской фабрики Абрикосовых, которая в 1920-е годы, после национализации, стала подчиняться Моссельпрому.
В 1936 году здание передали Народному комиссариату обороны, который приспособил его в 1937 году под жилой дом. Коридорную систему бывших конторских помещений обустроили под коммунальные квартиры, но многие жильцы так и не смогли насладиться даже тем скромным комфортом, который им был предоставлен. Думаю, что многие помнят эту неприглядную часть нашей предвоенной истории.
В 1960-х годах дом передали Мосгорисполкому, и состав жильцов стал постепенно меняться: помещения были перепланированы, заменены инженерные коммуникации, появились новые лифты. В квартирах поселились новые жильцы — здесь жил знаменитый лингвист В.В. Виноградов, а в верхних этажах башни в 1960-х годах находилась мастерская художника И.С. Глазунова.
Позже часть помещений здания занял факультет РАТИС, который размещается в этих стенах и поныне.
Статья о том, кто стоял у истоков дизайна в нашей стране, здесь
2 минуты
21 мая 2023
875 читали