Найти в Дзене

Икону «Воскресение - Сошествие во ад» вы увидите в каждом храме. Представленная икона 👇 написана в первой четверти XVI в. во Пскове. Композиция похожа на византийский вариант иконографии. Такой извод известен по праздничным иконам иконостасов Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В искусстве последующего времени этот вариант иконографии воспроизводился редко, но именно он был использован мастерами иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в 1497 г.

Лежащую в основе иконы композицию можно связывать с сокращенным и наиболее лаконичным вариантом московской иконографии. Главная ее особенность - перенесение фигуры Христа и окружающего Его круглого ореола «славы», состоящего из концентрических сфер, внутрь темной пещеры ада, а также размещение в преисподней или по сторонам от ее расселины группы праотцев и пророков. Основное отличие - в склоненной позе шагающего по створкам поверженных врат Спасителя, развернувшегося вправо, в сторону прародителей, и поднимающего коленопреклоненного Адама за руку, помогая ему восстать из гроба. Особой приметой этой иконографии является и поза праматери Евы, возвышающейся во весь рост над Адамом и возглавляющей группу предстоящих праведников.
Все упомянутые примеры московского извода, отличаясь друг от друга, имеют свои характерные особенности, что свидетельствует о переработке образца, лежащего в основе этих памятников. Заимствуя отдельные их элементы, иконография этой иконы отличается краткостью и законченностью композиции. Причем мастер повторяет не только позу и силуэт Спасителя с развевающимися концом гиматия, поднятым почти вертикально, но и жест руки, бережно держащей Адама за запястье. Отеческое участие Нового Адама, помогающего подняться праотцу из «власти тьмы», человеколюбие и добросердечие Иисуса, дающего новую жизнь чающему воскресения человеку, перекликаются с апокрифическим «Словом о сошествии Иисуса Христа во ад»:
📌 «И ем его за десную руку воскрешает глаголя: встани спаи, вьскресни, зраче мои, бывыи по образу моему, вьстани, поиди отсюду. Ты бо во мне и аз в тебе, един и неразделим есмы образ. Тебе ради... сый превыше небес приидох на землю и под землю ради человек быв».
К тем же образам восходит огромный, погруженный во мрак ада светящийся ореол круглой «славы» Христа, сочетающей голубые и иссиня-черные концентрические слои «света», воссиявшей «в стране тени смертной» (Ис. 9, 2) и созвучной словам службы Великой субботы: «под землею сокрыся яко солнце...» (Триодь Цветная), «зашел еси плотию в землю Невечерний Свето-носец….»; «якоже свет светильника плоть Божия под землею якоже под спудом сокрываема есть..».
Композиция произведения, не оставляющего сомнений в псковском происхождении, уникальна для Пскова. Здесь излюбленная тема «Воскресения - Сошествия во ад», получила в местном искусстве XIV-XVI вв. ряд узнаваемых, присущих этому центру композиций и не знает нигде подобного решения. Обращаясь к московскому изводу, мастер наделяет икону и несвойственным псковской культуре художественным содержанием. Задушевностью и сердечностью исполнен умиленный жест Христа, с отеческой любовью и всепрощением берущего Адама за хрупкое запястье. Трогателен взор самого праотца, утончен и грациозен киноварный силуэт и выразительный профиль алчущей спасения и преисполненной благодарности Евы, возглавившей шествие пророков. Очерченные единым контуром, они словно отражаются в левой части иконы, где в таком же обтекающем горяще-красном плаще перед ветхозаветными царями и пророками изображен юный Соломон, праведный судия Ветхого Завета. Уступы земли вытягиваются и тянутся к свету, подобно рукам жаждущих спасения, а лежащие на поверхности блики отражают животворящий свет небесной славы Христа. Необычны и расположение фигур прародителей и Христа. Это равновесие фигур Спасителя и Евы вносит в икону чрезвычайно редкую для псковской культуры интонацию всепрощения и милосердия, «отеческой любви» и покоя.
Икону «Воскресение - Сошествие во ад» вы увидите в каждом храме. Представленная икона 👇 написана в первой четверти XVI в. во Пскове. Композиция похожа на византийский вариант иконографии.
3 минуты