5936 подписчиков
Балы в XIX веке. Государственный Исторический музей (ГИМ).
В жизни дворянства XIX века балы были неотъемлемой частью жизни. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Это было очень дорогим удовольствием. Многие дворяне буквально разорялись на балах. В расходы, например, входила оплата тысяч восковых свечей, сгоравших во время бала. А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» писал об отце главного героя: «Давал три бала ежегодно и промотался наконец.».
А сколько средств уходило на модные платья, костюмы и аксессуары!
На бал дамы брали с собой небольшие книжечки (карне-де-баль ), чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах. Иногда книжечка была с листочками из слоновой кости. Карне-де-баль служил предметом гордости и хвастовства. Молодая девушка могла похвастаться именами кавалеров перед подружками.
Но вот драгоценности на балу надевали лишь замужние женщины. Считалось неприличным, если девушка до брака начинала носить драгоценные украшения. Как правило, впервые в серьгах и при ожерелье она появлялась в день свадьбы.
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем по бальному этикету дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Мужской фрак представлял вкусы столичного денди, следующего английской моде. Такой костюм зародился как одежда для конных прогулок, постепенно стал выходным костюмом. Фрак шился индивидуально, с учётом всех особенностей фигуры заказчика. Такой фрак подчеркивал стройность фигуры.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори (ivory, перевод с англ. – «слоновая кость»). К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным).
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: " Что ж мой Онегин? Полусонный/ В постелю с бала едет он:/ А Петербург неугомонный/ Уж барабаном пробужден.".
Об этикете балов поговорим в следующем посте.
-------------------
Мое видео из Государственного Исторического Музея: Мода XIX века. Государственный Исторический музей (ГИМ). Москва.
------------------
Фото 1 - Первый бал Наташи Ростовой. "Война и мир".
Фото 2 – Бальные аксессуары (гребень, зеркальце, флакон для духов, книжка для танцев, приглашение на бал, серьги, браслет, медальон). Государственный Исторический Музей.
Фото 3 - Фрак, мундир, платье. Государственный Исторический Музей.
Фото 4 - Фрак. Государственный Исторический Музей.
Фото 5 - Стол ломберный с картами. Государственный Исторический Музей.
------------------
2 минуты
30 апреля 2023
133 читали