Найти тему

Рубрика #Большая_Стирка

Выпуск № 59: Про модернизацию белорусских предприятий за российский счёт

Белоруссия предложила российскому Внешэкономбанку (ВЭБ.РФ) профинансировать модернизацию МТЗ и БелАЗа. Первому нужно 5 млрд российских рублей, второму – 2 млрд рублей. Минск готов вложить в проект 20% от суммы или 1,4 млрд рублей.

ВЭБ.РФ уже согласился выделить деньги на модернизацию завода «Гродно Азот», там реконструируют цех «Аммиак-4», что позволит увеличить объёмы производства аммиака при снижении энергозатрат (1 тонна примерно соответствует 1 тыс. м3 природного газа). Стоимость проекта – 3,25 млрд российских рублей, срок кредита – 7 лет. Часть процентной ставки будет компенсирована за счёт средств госбюджета России.

В этой истории о модернизации белорусской промышленности за счёт России интерес представляют следующие моменты.

Во-первых, ещё три года назад подобный проект был бы немыслимым, но теперь – пусть и выглядит непривычно – уже не вызывает повышенного внимания. Просто 22 апреля Белоруссия утвердил соглашение о единой промышленной политике с Россией, так что теперь в Москве и Минске должны воспринимать предприятия друг друга как часть единой союзной экономики. Глубина интеграции в Союзном государстве теперь больше, чем в целом по Евразийскому союзу.

Во-вторых, модернизация проводится за счёт кредитных средств, которые Минску нужно будет вернуть в обозначенный в соглашениях срок. Кредитные средства позволят РБ сохранить государственный контроль над своими предприятиями, что было для Минска краеугольным камнем в переговорном процессе с Москвой. Для Москвы – после завершения в РБ периода многовекторности и катастрофической деградации отношений с Западом – вопрос формы собственности стал второстепенным.

В-третьих, модернизация установки «Аммиак-4» для «Гродно Азот» проводится российским бизнесом «под ключ», плюс на предприятие поставят 440 ж/д вагонов российского производства стоимостью порядка 3 млрд рублей. Поэтому, модернизация белорусской промышленности отчасти является мерой по стимулированию промышленного производства в России.

Исходя из логики общей промышленной политики и участия российского бизнеса в модернизации белорусской промышленности, можно предположить, что МТЗ и БелАЗ будут также модернизировать российские компании.

Россия является крупнейшим покупателем карьерной техники БелАЗа (доля БелАЗа в сегменте машин грузоподъёмностью 90, 110-130 и 220-240 тонн составляет 80%). Плюс у МТЗ у России 5 сборочных производств. Поэтому никакой альтернативы тракторам «Беларус» и самосвалам БелАЗ нет и не предвидится (и это хорошо). Поэтому участие в подобных проектах является крайне важным и полезным. Особенно с учётом того, что России в ближайшие 3-5 лет грозит дефицит с/х техники из-за закрытия сборочных производств в силу ухода из России с/х машиностроителей из ЕС и США.

А так в очередной раз отмечу: окончание эпохи многовекторности идёт РБ на пользу, а в Минске сумели подобрать ключик к сердцу российских чиновников. Если три года назад просили деньги в долг для покрытия бюджетного дефицита, то теперь получают их под импортозамещение. А теперь и ВЭБ.РФ к модернизации подключили.

Материал подготовил специалист в области политэкономии, экономист Иван Лизан:
Глава аналитического бюро и аналитик проекта СОНАР-2050.

Другие обзоры Ивана читайте на канале @ivan_lizan

Как устоять в когнитивной войне? Подписаться

2 минуты