19 подписчиков
Мои размышления на книгу.
Мастер и Маргарита.
Книга Булгакова, прочитанная как вновь, через много лет, произвела на меня несколько неоднозначное впечатление. К слову сказать, читала будто впервые, оказывается, даже, сюжет я уже запамятовала. И сколь яркие впечатления произвёл сей труд, столь, полагаю, мне верится, что в нем есть некая польза для ума. Вещи, которые затрагивает автор, очень необычны, и тем, наверное, необычнее, что во время написания, мне полагается, были чем то совсем далеким. А сейчас, в реалиях духовных знаний, открывшихся человечеству, это несколько логичная история, вполне понятная и даже очень органичная в том аспекте, в каком преподносится роль Дьявола в книге. Он в контексте сюжета вполне существующая сила, которая для зримости и весомости воплощена в образе Воланда, несколько одиозной на внешность личности. И эта роль при всём его апломбе и свободной позиции выражения в целом сводится к некоему правосудию, к чему то довольно морального обличия. Впрочем, типовых невыраженный героев там можно счесть по пальцам руки, ибо автор очень тонко оперирует внешними портретами персонажей, что стоит образ самого Мастера, несколько инфантильного, неуверенного, улетевшего в свои мечты Творца… Маргарита, женщина вышедшая из красивого лощеного особняка, в котором жила, кинувшая все благосостояние как порванную замызганную бумагу навзничь своей жизни, отринув все блага, и полетевшая, очертя голову по зову сердца… Я полагаю, все герои несколько гротескно представлены в книге.
Азазелло, с его клыком! И вопрос, почему с одним, а не с парой для пресловутой симметрии? И так, наверное, с каждым. Самым, верно логичным и понятным в этом сюжете повествования мне видится фигура Берлиоза, которого в самом начале кинули на растерзание движущемуся трамваю, подлив удачно по стечению обстоятельств маслица жадной и в чем то трусливой старухи Аннушки. Самый адекватный по меркам ума и логики персонаж скончался в начале всей истории, но самым что ни на есть нетривиальным образом.
Место событий разворачивается в Москве, на Патриарших прудах и центром действия явилась обычная Московская Квартира почему то со странным номером «302-бис» по Садовой улице, с некой ироничной приставочкой.
Театр Варьете, в котором разворачивается, одна из ярких сцен словно мыльный пузырь, будто совершенно сошедшая в реалии Москвы со страниц некой детской книжки в стиле «Алисы в Стране Чудес».
Нет ничего обыденного в том, как пишет автор, какие использует приёмы и как внедряет в свой роман, труд Мастера, как книга в книге… Или же, сон во сне.
Отмечу необычный стиль изложения автора, несколько граненый, в чем то по-свойски ироничный, фигурально выраженный. Мне понравилось сравнение толпы с образом моря, так и назвав «человеческое море» автор описывал брожения людской массы в разрезе этой метафоры:
«Волна не дошла до низшей точки и неожиданно стала опять вырастать и, качаясь, поднялась выше первой, и на второй волне, как на морском валу вскипает пена, вскипел свист и отдельные, сквозь гром различимые, женские стоны.» Удивительный образ Иисуса в фигуре Иешуа, кто любил всех и был настолько чист, что исповедовал истину, говоря «правду говорить легко и приятно». Но неприятно лишь тем, кто как Понтий Пилат, был слаб духом, одолеваемый трусостью, принял то решение, руководствуясь внешней шелухой мира, о котором жалел всю его оставшуюся недолгую жизнь и много, много дней после… Искупление.
Много смыслов в книге.
Книга, многие думают о великой любви. Тут на этот счёт я имею своё мнение- по мне это любовь одна из форм абъюзивного взаимодействия через такой накал страстей. Через болезненные привязанности до смерти. Я бы их охарактеризовала как кармические отношения. И фраза «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» ещё более сильно подчеркивает природу любви. Жертва и спасатель. Мастер и Маргарита. И их жажда…
За сим закончу своё повествование о моих раздумьях о книге.
Читать ли ее? Верно, читать и взять для себя то, что можете взять ибо для каждого найдётся по его картине мира
3 минуты
30 апреля 2023