Найти в Дзене
52,3 тыс подписчиков

Недавно на одномтамрадио меня попросили прокомментировать новость о том, что кто-то где-то что-то подсчитал и решил, будто советские картины теперь смотрят реже, чем, скажем, год назад. Я не нашел источников и методик этой спорной, на мой взгляд, статистики, а потому перевел разговор в успокоительное русло, убедив ведущих в том, что это следствие роста числа и качества современной отечественной кино- и сериальной продукции. Шутки шутками, но в процессе беседы возник вопрос - а может, советское кино перестают смотреть, потому что оно стало совершенно непонятным новому поколению? Может быть, это закономерный и логичный процесс?


Сложно сказать. С одной стороны, мне кажется, что подлинная классика не устаревает. Не берусь утверждать однозначно, но ведь трогают же современных подростков и "Три мушкетера", и "Одиссея капитана Блада", и какая-нибудь "Земля Санникова" (это, конечно, если они вообще что-то читают). У аудитории постарше все еще котируются и Пушкин, и Гоголь, и Чехов, и Булгаков. Значит, дело не в эпохе. В то же время, сегодня совсем не работают для нового поколения зрителей те советские ленты, которые мы привыкли считать "золотым фондом". Юные и не очень зрители не врубаются в интригу "Гаража" или проблемы "Вокзала для двоих". Попробуйте объяснить детям, как можно спутать квартиры в Москве и Ленинграде, или зачем идут на кражу старики-разбойники - вы встретите полное непонимание. Может, дело в радикальной смене общественного строя?..

Но что-то я увлекся. Это была всего лишь не особенно глубокомысленная преамбула к наивному поздравлению в адрес хорошего фильма. 29 апреля 1973 года, ровно 50 лет назад, на экраны вышла многосерийная трагикомедия "Большая перемена". Кино, в котором собрано четыре поколения звезд, лента, разошедшаяся на цитаты, картина, ставшая срезом эпохи и символом обновления в жанре производственных драм. Горячо люблю это роскошное сплетение сюжетов и характеров, но отдаю себе отчет в том, что у меня не получится объяснить своим детям слишком многие детали.
Как учительница может быть замужем за учеником девятого класса? Почему отец и дочь сидят за соседними партами? Что это за танцы такие, которые мешают занятиям? Зачем нужно совершать подвиг ради того, чтобы сменщик полюбил науки? Это только четыре лежащих на поверхности вопроса, которые возникнут при просмотре у любого зрителя младше 30-ти. А если вглядываться да вслушиваться...

Самое обидное здесь то, что "Большая перемена" вовсе не стала хуже со временем. Она по-прежнему заставляет меня улыбаться, а ключевую мелодию из нее я смогу насвистеть даже, если меня разбудить среди ночи. И прекрасные актеры все так же восхищают, и школа навевает теплые воспоминания, и заводские пейзажи не пугающи, а весьма даже привлекательны - хорошее же кино. Но только для тех, кто воспитан "тогда"...

В этот юбилейный день хочется услышать от вас версии, что не так сегодня со старыми фильмами или новыми зрителями. Может, я преувеличиваю проблему, и лет через десять все придет в норму - "Любовь и голуби" опять перестанут выглядеть странно, а молодежь станет восхищаться Катериной из "Москва слезам не верит"? Или все это должно умереть вместе с мастодонтами, пережившими Брежнева, Андропова и Черненко? Не знаю, как вас, я меня эти вопросы в последнее время стали занимать...

А "Большую перемену" по возможности пересмотрите - хорошая же. Все очень молодые и очень красивые. (*кряхтит на стариковском*)

И увидимся в кино!
***>>> Еще больше текстов автора - на Бусти и в Телеграме <<<***
2 минуты
963 читали