Найти в Дзене
85 подписчиков

“Международный междусобойчик”

#международныймеждусобойчик #Большойближнийвосток

На “Большом Ближнем Востоке” сегодня происходят тектонические геополитические сдвиги, связанные с тем, что регион стал объектом активной и успешной дипломатии Пекина, ставшей крайне неприятной неожиданностью для Вашингтона.
Чтобы оценить масштаб перемен, мы в первой части очень кратко изложим историю вопроса.

Часть I. “Форматировали, форматировали, да так и не отформатировали”

“Большой Ближний Восток” это не только, и не столько географический термин, обозначающий пространство примерно от Магриба до Ирана, сколько американский проект переустройства региона, начиная от прихода к власти прозападных либеральных сил, заканчивая дроблением территорий государств.
Мы сейчас не будем обсуждать все этапы этого плана, началом реализации которого стало вторжение США и союзников в Ирак в 2003 году, затем – “арабская весна”, de facto уничтожение ливийской государственности, гражданская война с активным участием внешних сил в Сирии…
Военный мятеж в Турции 2016 года был, судя по всему, из той же серии.
Да и к появлению в регионе террористической организации ИГИЛ [запрещена в РФ] и ее многочисленных “филиалов” тоже имеются определенные вопросы.
В состоянии failed state оказались Ирак, Ливия, Ливан, Йемен, долгое время – Сирия, хотя и сейчас Дамаск не контролирует значительные территории.

Главным принципом Вашингтона было извечное divide et impera – Эр-Рияд стравливали с Тегераном, Анкару с Эр-Риядом, страны Залива – с Катаром и т.д.
Ключевой целью проекта “Большой Ближний Восток” было, разумеется, обеспечение в регионе преобладающего влияния США, сопутствующей задачей – гарантии безопасности Израиля, как ключевого регионального союзника США.
“Вишенкой на торте” стали «Соглашения Авраама», подписанные в 2020 году между Израилем и арабскими странами — ОАЭ, Бахрейном и Марокко — при поддержке США с целью установления дипломатических отношений. В 2021 году к соглашениям формально присоединился Судан, а также Египет, уже имевший мирный договор с Израилем с 1979 года.
Поражение на президентских выборах Дональда Трампа (при)остановило реализацию “сделки века” между Израилем и Палестиной в рамках концепции “два государства для двух народов” и, конечно же, за счет Палестины. Последняя должна была уступить Израилю часть своей международно признанной территории вдоль всей границы с Иорданией в обмен на некие экономические преференции и инвестиции.

Даже в очень кратком изложении можно привести множество факторов, неучтенных либо недооцененных Вашингтоном, которые привели проект “Большой Ближний Восток” к нынешнему тупику, несмотря на ряд успехов на начальной стадии его реализации.
Вашингтон столкнулся с:
необходимостью тратить огромные избыточные ресурсы для контроля Ирака;
низкой боеспособностью сил, подготовленных американскими инструкторами [кроме курдов, которые традиционно имели хорошую военную подготовку и высокую мотивацию];
высокой внутриполитической устойчивостью Ирана;
готовностью Москвы прийти на помощь Дамаску, что радикальным образом изменило ситуацию в войне на территории Сирии;
усилением влияния России и Ирана в регионе;
серьезными внешнеполитическими амбициями Анкары при президенте Эрдогане;
выходом Эр-Рияда из-под американского политического влияния и готовностью наследного принца Мухаммеда бин Салмана пренебрегать лояльностью Вашингтону в пользу экономической выгоде;
высоким уровнем самостоятельности Израиля при премьере Биньямине Нетаниягу, и т.д.
Кроме того, для стран региона весьма показательным стал “афганский кейс”, где абсолютно лояльный Вашингтону режим был брошен на произвол судьбы.

В ситуации, когда Вашингтон в регионе перешел к “военно-политической обороне”, мощный выход на сцену Красного Дракона внес резкий перелом в ситуацию.
Подход Китая на данном этапе можно охарактеризовать как “примиряй и властвуй”, – выступая гарантом мирных договоренностей, Пекин получает серьезнейшее влияние на “Большом Ближнем Востоке”.
Продолжение – в Части II.
3 минуты