131 подписчик
Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.
При чтении Евангелия священнослужители и прихожане стояли с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподоблялись мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.
В 1-м Евангелии (Ин.13.31-18.1) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) пелись по три антифона (всего 15), произносились малые ектении и седальны, во время которых совершалось каждение.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
2-е Евангелие (Ин.18.1-28) повествует о взятии Спасителя под стражу в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны.
В 3-м Евангелии Святых Страстей (Мф.26.57-75) излагается о страданиях Христа у первосвященника Каиафы и об отречении Петра.
В 5-м Евангелии (Мф.27.3-32) изображено отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на смерть.
6-е Евангелие (Мк.15.16-32) говорит о пути Искупителя на Голгофу и о Его крестных страданиях. После этого чтения были пропеты «Блаженны» Постной Триоди с тропарями на тему страданий и был исполнен диаконом прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий».
В 7-м Евангелии (Мф.27.34-54) описываются крестные страдания Спасителя и чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть. После был прочитан 50-й псалом.
В 8-м Евангелии (Лк.23.32-49) приведена молитва Господа на Кресте за врагов, раскаяние благоразумного Разбойника. После этого чтения был прочитан канон Великого пятка - трипеснец Космы Маиумского: «К Тебе утреннюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни). По 9-й песни хором обители был исполнен краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен «Разбойника благоразумнаго».
9-е Евангелие Святых Страстей (Ин.19.25-37) приводит слова Спасителя, обращенные к Матери и возлюбленному ученику, а так же говорится о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем были прочитаны хвалитные псалмы и спеты стихиры на хвалитех.
В 10-м Евангелии (Мк.15.43-47) повествуется о снятии с Креста и погребении Господа. После него было прочитано славословие и произнесена просительная ектения.
11-е Евангелие (Ин.19.38-42) - о погребении Пречистого Тела Иосифом и Никодимом, было раскрыто в стиховных стихирах, исполненных сразу после него. Во время стихир было совершено полное каждение.
В 12-м Евангелии, заключительном (Мф.27.62-66) Церковь говорит о приставлении стражи ко гробу Спасителя и о его запечатывании. По окончании чтения Евангелие было унесено в алтарь и богослужение было окончено согласно уставу.
Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.
В Великую Пятницу, в Свято-Успенском мужском монастыре будет совершена вечерня с выносом Плащаницы Спасителя (начало в 14:00), канон о распятии Господи и «На плач Пресвятыя Богородицы», общая исповедь, а также утреня Великой Субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Фото Алексей Григорьев
3 минуты
14 апреля 2023