Найти в Дзене
85 подписчиков

“Третья мировая”

#третьямироваяпосредам

Долгое эхо китайского визита Эммануэля Макрона

Часть V. “Китай загнан в угол?” [мнение]

Под таким названием вышла статья в достаточно влиятельном издании Asia Times.
Здесь нужно сделать три замечания.
Во-первых, издание зарегистрировано в Гонконге.
Во-вторых, автором является Франческо Сиши — итальянский китаист, живущий в Пекине и работающий старшим научным сотрудником Китайского народного университета.
В-третьих, в ней подробно разбирается “маргинальный” с точки зрения официальной позиции Пекина тезис “Китай совершит ошибку, если сделает ставку на крах США”, причем на принятие решений Поднебесной отводится всего несколько месяцев.
Все вместе, это выглядит как санкционированное начало дискуссии в китайских элитах.
Слабое место рассуждений автора – предположение о зависимости Компартии Китая от китайских миллиардеров, желающих соблюдения неких договоренностей. Аналогичная ошибка делалась в отношении иерархии связей Кремля с российскими олигархами.
На самом деле, в обоих случаях ситуация обратная.

Приведем ключевые тезисы.
“Китай увеличивает торговый профицит, явно полагая, что дальнейшее усиление иностранной зависимости от его товаров — крепчайшая гарантия его политической безопасности. В то же время он добивается интернационализации юаня по отношению к доллару и крепит вооруженные силы для противостояния США. Все это создает проблему на нескольких фронтах, где излишек Китая может обратиться против Пекина в любой момент.
На самом деле, пузырь излишков может лопнуть, если вырастет еще больше, и это может навредить Китаю весьма значительно (...)
Если Китай (...) урежет излишки, то сократит свои доходы, поскольку внутренний потребительский рынок желанных темпов не набирает. В то же время один из основных двигателей роста – рынок недвижимости рушится, а другой двигатель, инфраструктура, лишь копит долги и опустошает внутреннюю казну”.

“Проблема в том, много ли быстрых и широких возможностей Китай может подарить миллиардерам в обмен на лояльность сегодня? В период с 1989 года не было неприкрытой враждебности ни со стороны США, ни со стороны соседей. Многие даже относились к Пекину двояко. Китай на тот момент угрозы не представлял (...). Сейчас ситуация в корне иная (... )
Уже во второй раз капиталистам сулят золотые горы, но всё портится из-за прихотей загадочного и непостижимого политического руководства”.

“Похоже, Китай рассуждает примерно так: поделили же США мир с СССР в Ялте, что им мешает еще раз, но уже с нами?
А Америка — так: СССР не входил в мировую торговую систему и ограничивался собственным блоком. Кроме того, еще недавно мы вели вместе с Советами кровавую войну против нацистов, успешно договорились о некоторых правилах игры, к тому же культурно русские — часть Запада, и мы друг друга понимаем. Сегодняшний же Китай — неотъемлемая часть мировой торговли, однако так до сих пор и не открыл свой рынок, а его валюта не полностью конвертируема.
Правила международного рынка — настоящая проблема, которой у Вашингтона с Москвой тогда не было. К тому же совместных войн с Китаем никто в последнее время не вел, а понять китайцев сложнее в силу инаковости их культуры. Что мы может с ними делить, если в принципе их не понимаем?”

“Разумеется, Китай по-прежнему волен делать ставку на крах американской системы, трансатлантический раскол с Европой, политический подъем Глобального Юга и так далее (...)
В прошлом эти ставки так и не оправдались — и нет уверенности, что в будущем все сложится иначе”.

“Вероятнее всего, Китай (...) выждет, пока пыль не уляжется на российском фронте, и посмотрит, как экономика справится после пандемии (...) Это может продлиться до лета или осени, когда или Россия, или китайская экономика внесут ясность и, быть может, покажут более радужные перспективы. С другой стороны, если картина станет еще мрачнее, Пекин лишь потеряет еще больше времени”.
3 минуты