Найти тему
2053 подписчика

О регуляторных рисках в энергетике


Регуляторные риски крайне опасны. Их воздействие на привлекательность бизнеса в энергетике особенно ощутимо.
Они могут проявляться в различных сферах: в ценообразовании, в техническом и экологическом регулировании, в отношениях с контрагентами и др. Риски порождаются как некачественными НПА, так и непрогнозируемыми действиями органов контроля.
Все это делает частный бизнес в энергетике весьма проблемной сферой предпринимательства. Свидетельство тому – нескончаемый поток новостей о возбуждаемых делах, о многомиллионных штрафах, об отменяемых тарифах, о наказании виновных и т.п.
Но не секрет, что именно частный бизнес и связанная с ним конкуренция лежат в основе повышения эффективности отрасли и обеспечения общественных интересов. А чтобы бизнес развивался, ему нужны механизмы, исключающие внешние риски.
Помимо надежной защиты инвестиций, тотального улучшения качества закона (прежде всего, в области тарифного регулирования) развитие предполагает прозрачность и предсказуемость решений контролирующих органов. А для этого недостаточно одних лишь угрюмых сводок об успешно примененных мерах воздействия. Необходима регулярная и доходчивая методолого-разъяснительная работа.
И конечно же требуется выход на радикально новый (стимулирующий) уровень регулирования, который направлял бы менеджмент энергокомпаний в русло позитивной бизнес-культуры. Нужны условия, при которых соблюдать закон будет не только легко, но и выгодно.
Для этого законность в работе энергопредприятий следует поддерживать поощрением, а не только наказанием. Например, преимущественным допуском к владению публичной инфраструктурой, упрощенной процедурой лицензирования, более выгодным режимом налогообложения, льготными условиями субсидирования и кредитования.
Если для субъектов, имеющих высокий рейтинг соблюдения НПА, такие преференции станут реальностью, то скоро и в наказании отпадет нужда. А бизнес в энергетике из перманентного риска постепенно превратится в привилегию.
1 минута