Найти в Дзене

Москву Николай Второй не особенно жаловал и бывал здесь лишь по необходимости, предпочитая московским кривым улочкам равнинные окрестности Петербурга или любимую Ливадию.

Лишь дважды императорская чета приезжала в старую столицу на Пасху – в 1900 и 1903 годах.
В свой первый «пасхальный» визит Николай, отстояв службу в Успенском соборе, поднялся на Красное крыльцо Грановитой Палаты и трижды поклонился собравшемуся на площади народу.
Так приветствовать подданных придумал еще прадед, Николай Первый, – при нем это было частью коронационного ритуала, знАком единения с подданными. Церемония показалась настолько удачной, что после Николая была взята на вооружение его преемниками, и поклон народу с тех пор совершался всеми императорами во время визитов в Кремль.

Но главным моментом празднества был крестный ход в храм Христа Спасителя, начавшийся незадолго до полуночи. Император облачился в мундир Преображенского полка, императрица же была в парадном «шлейфе-сарафане» из серебряной парчи, в русском стиле, как можно понять из названия.

Газеты писали:
«Город был блистательно иллюминирован, верующие толпами стекались в кремлевские соборы. Часы на Спасской башне пробили полночь, с Тайницкой башни ударил пушечный салют. С колокольни Ивана Великого раздался звон, подхваченный колоколами «сорока сороков» московских церквей».

Следующий пасхальный визит в Москву состоялся в апреле 1903 года, тогда единение с народом вышло еще более полным - в Большом Кремлевском дворце императорская чета христосовалась с сотнями придворных и гвардейских чинов.
Трудно представить себе, как они выдержали эту церемонию, ведь каждый троекратно целовался с царем, государыне целовали руку, а она вручала подарок - фарфоровое или эмалевое яйцо с царским вензелем.

Тремя годами позже, в память об этом визите император вручил супруге пасхальное яйцо под названием «Московский Кремль», мастерские Фаберже работали над ним с 1904 по 1906 год, хотя обычно на яйцо тратилось не больше года.

Как мы видим, форму яйца здесь имеет возвышающийся над кремлевскими стенами золотой купол и верхняя часть Успенского собора. Сам Кремль сделан из разноцветного золота с эмалевыми надвратными иконами. Потрясает то, что за крошечными окнами из горного хрусталя скрыты написанные акварельными красками на пластинах слоновой кости детали внутреннего убранства — фрески и иконостас храма.

Яйцо имеет и еще одну «фишку» - это музыкальный сюрприз: при повороте золотого ключа начинает звучать та самая «Херувимская» композитора Кастальского, которая звучала во время пасхального богослужения в Успенском соборе в том самом апреле 1903 года.

Ну это ли не чудо?

1. С.Н. Матвеев. Шествие императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь 2 апреля 1900 года
2. Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великая княжна Ольга Николаевна,
Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна во время
торжественного выхода с Красного крыльца по случаю пребывания Императора в Москве. 1903 год.
Фотография "К.Е. фон Ган и К".
3. Красное крыльцо Грановитой палаты
4. Пасхальное яйцо «Московский Кремль», Санкт-Петербург, фирма К. Фаберже, 1904-1906 годы. Музеи Московского Кремля
2 минуты