50,1 тыс подписчиков
Творчество — это боль, и это не так уж плохо (для конечного результата). Взять хотя бы историю немца Франца Ксавера Мессершмидта (1736-1783). Франц вырос в семье скульпторов, и сам стал скульптором — не слишком выдающимся, если судить по началу его творческого пути. Мессершмидт исполнял бюсты и садовые статуи по заказу венского императорского дома, балансировал между классицизмом и барокко — до нас дошло не так уж много его работ того периода. А потом Франца поразила некая психическая болезнь. Нормальной диагностики тогда не было, мы не знаем, что именно случилось с беднягой. Но он страдал, боролся с галлюцинациями и вел себя странно. Потерял в результате место преподавателя в Венской Академии изящных искусств и находился на иждивении у брата.
И вот в этот момент Франц начал делать «характерные головы» (нем. Charakterkopfe): бюсты людей с гипертрофированной, конвульсивной мимикой. Портреты не внешние, но внутренние — чистая эмоция в гипсе и бронзе. Полюбуйтесь, это: «Рассерженный человек» (картинка 1), «Зевающий» (к.2), «Лицемер и клеветник» (к.3), «Плачущий» (к.4). А также два бюста без названия, можете предложить свои варианты. Всего — 69 «голов», титанический труд. Вряд ли Франц был спокоен и счастлив, когда работал над этой серией. Но именно она обеспечила ему место в истории и непреходящую известность. Оценка творчества в деньгах: в 2005-м бюст без названия с картинки 5 был продан на аукционе Sotheby’s за $4,8 млн.
Правда, дома у себя я бы такую голову не поставил. Страшновато.
Фото © Музей Гетти, Метрополитен-музей, Лувр, Музей изобразительных искусств (Будапешт)
1 минута
11 апреля 2023
11 тыс читали