Найти тему
104,9 тыс подписчиков

Говоря о недочетах российской агитации периода Первой мировой войны, приходиться упоминать не только о малоэффективном «содержании» газет для солдат.

Вообще, источники той поры «в один голос» твердят: солдаты очень интересовались фронтовой прессой и едва ли не требовали «свежую печать». Она критиковалась, часто не воспринималась всерьез, но все-таки порой использовалась по назначению (более того, «снизу» исходили предложения об улучшении печати).
Но здесь происходила ситуация, которая мне отчасти напоминает более поздние «порядки» в белых армиях: мало того, что своих агиток и газет немного, мало того, что они не особо талантливо сделаны, так они ещё и до фронта доходят буквально «на седьмые сутки». Белые офицеры жаловались, что агитация большевиков оказывалась в белых окопах раньше, чем антибольшевистская пропаганда. Что-то похожее происходило и в годы Первой мировой, из-за трудностей в снабжении (и не только):
«Так, 9 октября 1915 года в телеграмме генерал-квартирмейстеру штаба 1-й армии от генерал-квартирмейстера штаба Западного фронта сообщалось, что, по имеющимся сведениям, издаваемая при штабе фронта газета «Наш вестник», рассылаемая «для дальнейшего направления в войска через штабы армий, в последних подолгу залеживается, а иногда и вовсе не доставляется, несмотря на ощущаемую войсками большую потребность в газете»...
Согласно архивным данным время доставки газеты «Наш вестник» колебалось от 2,5 до 9 (!) суток...
Следующий документ свидетельствует, что «экземпляры газеты «Наш вестник», присылаемые редакцией для штаба 1-й армии, во все команды и отделения штаба не попадают, а расходуются совершенно на другие цели — для обвертки и прочего...» (с) РГВИА. Ф. 2106. / Д. Г. Гужва. Русская военная печать в годы Первой мировой войны. Военно-исторический журнал. 2007. № 12.
Говоря о недочетах российской агитации периода Первой мировой войны, приходиться упоминать не только о малоэффективном «содержании» газет для солдат.
1 минута
878 читали