2 подписчика
Отвлечемся от матчасти и сегодня поговорим о высоком. О символическом ресурсе территорий и их идентичности.
В современных условиях территории конкурируют за туристов, инвесторов, потенциальных жителей, стремясь завоевать доверие целевых аудиторий, повысить свою значимость и узнаваемость. Все это можно определить как
символический ресурс. В связи с этим растет научный интерес к вопросу формирования данного ресурса, так как он определяет, то как мы воспринимаем или воображаем себе то или иное место.
Процесс формирования данного образа сложен и многогранен. Одним из предопределяющих данное формирование факторов - является культурная память места. От прочих типов памяти культурная отличается тем, что она имеет символический характер. Например, идол или храм, является не только объектом предметной памяти, но и культурной, так как эти культурные артефакты служат средством идентификации сообщества. По мнению Я. Ассман (немецкого исследователя), культурная память вмещает в себя целый ряд практик: консервация предметов и архивирование документов, коллекционирование антиквариата и предметов искусства и т.д Именно эти практики формируют процесс запоминания коллективного опыта. Но в качестве коллектива, который формирует культурную память может быть любое сообщество. В частности, образование воспоминаний в символической форме происходит по отношению к территории.
Территория в совокупности с ее жителями, как и любое относительно замкнутое сообщество, обладает исторической судьбой. К символическим ресурсам культурной памяти места можно отнести: исторические и памятные даты, легенды, известные личности, знаковые объекты и многое другое.
Культурная память формирует основу территориальной идентичности, так как коллективная идентичность формируется на основе осмысления совместного прошлого, символически объединяет и способствует преемственности.
Современные гуманитарные науки рассматривают культурную память как динамический процесс, который можно и нужно проектировать.
1 минута
10 апреля 2023