3242 подписчика
Лекция 9 книги М.К. "Психологическая топология пути". Часть 1.
М.К. здесь продолжает тему впечатлений. И называет ее главной. Хотя ранее главными он называл: тему любви, тему взросления и т.д.
Может показаться, что это разные темы. Ведь слова разные... Но при ближайшем рассмотрении понимаем, что об одном М.К. говорит. Везде про расшифровку (распаковку) впечатлений.
Ну в самом деле. Тема любви разворачивается через впечатление "о плоском лице" (в случае Сен-Лу). В театре с Сен-Лу произошло событие (которое связалось с представлением о себе). Но впечатление, "говорящее впечатление", случилось в артистической уборной. Какова Рашель на самом деле?
Но из качеств ОТНОШЕНИЕ Сен-Лу к Рашель не вытекает. Последнее не значит, что мы отменяем психологическую категорию "качества". Психологи могут быть спокойны. Мы говорим об отношении. В отношение Сен-Лу к Рашель "примешалось" ("переплелось" как говорят в феноменологических расстановках) еще что-то. И в жизни Сен-Лу работает это переплетение, которое не возникает от качеств Рашель. Просто потому, что там многое намешалось-накрутилось. И расцепить этот жизненный клубок можно лишь обратив внимание на "говорящее впечатление", случившееся в артистической уборной.
О таких впечатлениях Пруста М.К. рассказывает в 9 Лекции.
Он некоторое время готовит (т.е пытается "зацепить", привести в движение сознания) нас к восприятию текста Пруста. И заходит со стороны души. Мы обычно говорим: "чужая душа - потемки". Мы не знаем ее, потому, что она чужая. Но М.К. предлагает нам метафизическое (что означает: неожиданно противно-другое, не совпадающее с нашим обычным представлением) утверждение: не знаем чужую душу потому, что другой сам ее не знает. Вот оно как!
Душа не доступна самому другому человеку потому, что всякий раз должна проступать. Проступать в усилии человека быть. Или присутствовать во всем, чем ты занимаешься. "Не только головой" как сказал бы Экхарт Толле. Присутствовать всем своим существом.
А значит утверждение о том, что "никто до конца не хочет отдавать свою душу" лишь указатель. Указатель на усилие или работу. Работу доопределения, достраивания.
Метафизическое утверждение указывает на незавершенность человека. Фундаментальную незавершенность, которую нужно завершить, достроить, доопределить.
Отрывки из Пруста (в которых мы и можем увидеть процедуру достраивания) следующие. Предварительно мы уяснили необходимость серьезного отношения казалось бы к невинным фразам Пруста. А еще видеть за некоторыми оборотами речи "топографию души".
И вот герой романа Пруста сожалеет об отсутствии таланта к писательству. К тому же лень как-то писать. Да и размышляет об этом наш герой в известных языковых формулах.
Как мы обычно представляем процесс думания-размышления? Вот мы сели и подумали, крепко подумали, двигаясь от одного тезиса к другому. Ну и формулируем вывод. Так мы обычно и представляем.
Но думание совершается иначе. И с этим сталкивается Марсель (герой романа Пруста). Пруст и описывает реальный процесс думания (а не нашу стилизацию).
"Запускается" думание говорящими впечатлениями "отсвета солнца на камне", "запаха дороги", "вида крыши". За ними нужно увидеть что-то скрывающееся, но важное для тебя. Для твоей жизни.
Но герой романа ленится, уклоняется от работы думания до поры до времени. "Пропущена молния Иоанна" (С.200).
Другое дело при описании колоколен Мартенвиля. Две колокольни, потом три. И здесь же ... непонятная и загадочная радость. И что-то скрывается за этим впечатлением от колоколен, за этим ясным светом. Отвлечься на разговоры с кучером не получилось. Не получилось и отложить. Пришлось расшифровывать впечатление ("наброситься на себя" вместо того, чтобы "наброситься на собеседника").
3 минуты
10 апреля 2023