27 подписчиков
Великий пост подошёл к концу и завершаем мы его празднично, как в принципе и должны были его проходить. Благовещение, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим - череда праздников, располагающая радости о Господе.
Страстная Седмица в богослужебной практике не относится к Великому посту, она отстоит отдельно. Во время поста мы по мере сил показали, на что способны ради Христа. Теперь пришла пора взглянуть на то, что сделал Он ради нас.
Все мы сегодня встречаем Господа входящего в Иерусалим. Из писания мы знаем что тогда люди встречали Христа пальмовыми ветвями. Эти ветви были символами победы, в данном случае победы над смертью. Не задолго до происходящих событий Господь воскрешает Лазаря, который четыре дня находился в гробу.
К празднику еврейской пасхи, установленной в память исхода иудеев из египетского плена, в Иерусалиме собралось огромное количество людей. Весть о воскрешении четверодневного мертвеца распространилась по всюду. И поэтому навстречу Человеку, победившему смерть, вышла многочисленная толпа. Но в отличие от воинов и царей ранее посещавших этот город на конях, Господь входит не как царь, а как кроткий, преданный слуга Своего народа.
Он въезжает на молодом ослике. Евангелие от Матфея указывает на присутствие старой ослицы - матери осленка. Толкуя данное место, святые отцы называют ослицу прообразом ветхозаветной церкви, которая устарела с приходом Спасителя. А маленький ослик - это зарождающаяся Церковь Нового завета.
Ослик - животное гордое, своенравное и похотливое. Восседая на нем, Господь показывает, что Он оседлал все человеческие страсти и грехи. И если мы позволим Богу главенствовать над нами, то Он сможет победить и в нас все греховные наклонности.
Иерусалим встречает Победителя смерти. Мы, подражая им, тоже приходим с вербовыми веточками. Мы переносимся в те события и видим Христа и ликующую толпу. На на этом празднике Он скорбит. Начинается Его крестный путь на Голгофу. Он провидит, что эта же толпа, восклицающая сегодня «Осанна!», будет, через короткое время, в ярости кричать «Распни Его!».
Не стоит забывать, что наше сердце столь же непостоянно, как и эта иерусалимская толпа. Мы также можем менять свое отношение к Богу, как и они. Сейчас славить, а завтра требовать расправы.
Мы, пришедшие с вербочками на литургию, должны понимать, что Иерусалим - прообраз человеческого сердца, в которое входит Христос. Но это вхождение возможно лишь благодаря Таинству Причастия. И если мы пришли сегодня лишь для освещения вербы, то становимся только сторонними наблюдателями этого важного события, а не непосредственными участниками. Наша встреча с Ним не состоялась.
Сегодня вы все понесете домой вербу. Как оказалось вокруг этой традиции много языческих суеверий. В интернете масса ужасающих советов по ее использованию. Пожалуйста, не следуйте этим указаниям, спрашивайте священников, если возникают сомнения. И главное помните, что освещение вербы, без освящения души человека, ничего не значит. А душа освящается добрыми делами, причастием и присутствием в ней Бога.
Вход Господень в Иерусалим - важнейшее событие жизни Господа. Не позволяйте себе обесценивать его, ограничиваясь освящением вербы.
Помолимся Господу, чтоб Он даровал нам сил пройти эту неделю, оставаясь преданными Ему. И как итог стать причастными Его воскресению.
С праздником! С входом Господа в Иерусалим!
Из проповеди иерея Евгения Бучнева
2 минуты
9 апреля 2023