193,4 тыс подписчиков
"Вот так кокетничать больше не будешь!" - приговаривала тётушка, безжалостно обстригая волосы горько плачущей девочке. "Чтобы неповадно было!" - добавила женщина напоследок, обозревая результат своей работы: теперь вместо симпатичных локонов на голове маленькой Анны красовался унизительный ёжик.
Прическа для юной барышни, только начинающей свой путь взросления, значила очень многое. Примерно в восемь лет девочкам дозволялось отпустить детские кудри до длины девичьей косы. Локоны же в первой половине 19 века считались прерогативой более старших молодых девушек, потому каждая девочка, только начинающая их носить, считала себя достаточно взрослой, чем, без сомнения, гордилась.
Лишиться же "взрослых" локонов для маленькой барышни было смерти подобно, ведь она снова как будто превращалась в маленького ребенка. Оттого и наказанием обрезание волос для ребенка было страшным, тем более, что зачастую его вовсе нельзя было назвать справедливым. Так, Анна Керн вспоминала, как её в детстве подвергли такому унижению, хотя она вовсе не сделала ничего плохого.
Стоял 1812 год, и дворянские семьи бежали из Москвы, надеясь не столкнуться с надвигающимся французами. Семья Анны, в девичестве носившей фамилию Полторацкой, на время устроилась во Владимире, воссоединившись там с некоторыми родственниками. В числе прочих была и сестра матери Анны, Анна Ивановна Понофидина, которая где-то по пути подобрала 15-летнего Михаила Николаевича Муравьева, раненого под Москвой. Юношу разместили в комнатах рядом с остальными членами семьи, и в обязанности 12-летней Анны входило помогать своей тётушке в уходе за больным.
Однажды Анна Ивановна попросила племянницу принести ей забытые у Муравьёва ножницы, но когда маленькая Анна вошла в его комнату, там находились ещё несколько приятелей юноши. Девочка страшно смутилась, но все же обозначила цель своего визита, и ей передали необходимое, не забыв осыпать зардевшуюся барышню комплиментами. Услышавшая это Анна Ивановна страшно разозлилась, решив, что племянница кокетничает с посторонними мужчинами и "окромсала ей волосы по-солдатски", вызвав у неё горькие слезы. Свои локоны Анна оплакивала долго: пока они вновь не отросли.
*Изображение использовано в иллюстративных целях
1 минута
9 апреля 2023
10,4 тыс читали