Найти тему
2791 подписчик

(Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев ответил на ряд вопросов ЭПР в ходе открытого интервью)


Валерий Сергеевич, один из актуальных вопросов сегодня — тарифы на перевозку угля железнодорожным транспортом. Как бы вы прокомментировали инициативу губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева о введении моратория на 2023–2024 годы на изменения транспортных тарифов и налогового законодательства в отрасли? Насколько это реально и каких действий требует от законодательной власти?

— Инициатива главы Кузбасса, самого мощного угледобывающего российского региона, объединяет и политические, и экономические вопросы. Сейчас угольщики действительно столкнулись с серьезными вызовами.

Предыстория этого вопроса такова: раньше работали механизмы стимулирования и действовали скидки на перевозку экспортного угля с коэффициентом 0,4–0,895%. Транспортное плечо большое, эти механизмы применялись в зависимости от дальности перевозки. Затем произошло временное ужесточение, и на несколько месяцев эти скидки были отменены. Затем вновь продлены. В итоге было принято решение о том, что весь 2023 год эти скидки действовать не будут. А без них конкурировать с углем на востоке страны будет сложно. И Сергей Цивилев, человек, который чувствует ответственность за всю угольную промышленность России, вполне закономерно проявляет беспокойство по этому поводу.

Есть и другая проблема — рост тарифов. В прошлом году тариф на перевозку был дифференцирован на 8%. Железнодорожная монополия это оправдывает необходимостью расширять магистрали БАМ и Трассиб, расширять Восточный путь, при том что средств федерального бюджета недостаточно для тех объемов, которые необходимо достичь. Да и у самой РЖД в условиях падения пассажиро- и грузоперевозок по определенным направлениям сверхдоходов нет. Поэтому железнодорожники вынуждены повышать тарифы на перевозку на Восток главного продукта страны — угля.

И в этом есть своя логика. Уголь хоть и занимает ведущее место по объемам перевозки, уступает другим продуктам по маржинальности. И напомню, что существуют правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожным перевозкам, которые то действуют, то отменяются.

Таким образом, это большой узел проблем. Думаю, вся энергетика должна поддерживать инициативу Сергея Цивилева о введении моратория на 2023–2024 годы на изменения транспортных тарифов и налогового законодательства в отрасли. Ведь сейчас наши углезависимые регионы — Кузбасс, Бурятия, Хакасия, Забайкалье — испытывают большие сложности с перевозкой угля, которые обусловлены тремя причинами. Это низкая пропускная способность железнодорожных перевозок, большое транспортное плечо (то есть высокие тарифы) и отмена понижающего коэффициента на перевозку экспортного угля.
2 минуты