85 подписчиков
“Международный междусобойчик” по пятницам – 2
#международныймеждусобойчик #турция
Турецкий узел
Часть I.
Мы уже обращали внимание наших читателей на тот факт, что всеобщие выборы в Турции имеют важнейшее значение для военно-политической ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока, а в связи с особой значимостью данного региона – и для мировой геополитики в целом.
Интересна трактовка турецкого проправительственного издания Haber7:
“Америка, которая не может достичь своей цели на Украине и стремитеeльно утрачивает влияние на Ближнем Востоке, пребывает в поиске новых вариантов на период после выборов в Турции. В случае победы турецкой оппозиции Вашингтон рассчитывает вбить клин между Москвой и Анкарой и столкнуть их лицом к лицу в Сирии, Черном море, Центральной Азии. Для этого семисторонней оппозиционной коалиции в Турции поставлена задача – взять на себя роль Зеленского”.
[под “семисторонней коалицией” подразумевается союз 6-ти оппозиционных партий плюс поддержавший лидера оппозиции Кемаля Кылычдароглу блок левых партий во главе с прокурдской ПДН].
И хотя изложенная версия выглядит пропагандистской [особенно с учетом “страшилки” в виде “Зеленский придет – бардак разведет”], она в упрощенном виде отражает мотивацию США на победу оппозиции.
И в этом же предвыборном контексте мы предлагаем рассматривать и визит главы российского МИД Сергея Лаврова в Турцию, который имел не только встречу со своим коллегой Мевлютом Чавушоглу, но и президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Москва делает ставку на Эрдогана по вполне прагматичным причинам – лучше иметь проблемы с Турцией на Южном Кавказе, в Сирии, Ливии и Центральной Азии, нежели иметь саму Турцию в качестве проблемы.
Напомним, что главный советник по внешней политике Кемаля Кылычдароглу – Унала Чевикёз, в интервью американской Politico в середине марта пообещал в случае победы оппозиции пообещал снизить энергозависимость Турции от России [речь идет об отказе от идеи “газового хаба”], пересмотреть решение о строительстве атомной станции “Аккую” и “выстроить равноправные отношения Анкары с Москвой с позиции страны-члена НАТО”.
“Вдогонку” к интервью в своем Twitter г-н Чевикёз написал, что Анкара откажется от российских комплексов С-400, ставших причиной американских санкций.
В качестве “пряника” турецкая оппозиция, в случае прихода к власти, ожидает “разморозки” переговоров о вступлении в ЕС [хотя даже сам факт “разморозки” совсем не означает приближения членства].
Здесь необходимо отметить, что все ключевые темы нынешних переговоров Сергея Лаврова в Турции, анонсированные российским МИД – зерновая сделка, энергетическое сотрудничество, Сирия, Южный Кавказ имеют смысл только в случае победы Султана и его блока на всеобщих выборах 14 мая [второй тур президентских выборов – 28 мая].
Накануне визита Сергея Лаврова стало известно, что 30 марта президент РФ Владимир Путин встречался с ближайшим доверенным лицом турецкого президента Ибрагимом Калыном. В качестве первого пункта обсуждения было названо строительство АЭС “Аккую”, что косвенно подтверждает возможность участия Владимира Путина в торжественном открытии первого реактора АЭС 27 апреля [точнее – закладке ядерного топлива].
Более того, Эрдоган хотел бы еще до выборов провести “примирительную” встречу с сирийским лидером Башаром Асадом при посредничестве Москвы, что тоже позитивно будет воспринято турецким обществом, большинство которого хотело бы вывода турецких войск из Сирии.
Важно отметить, что Россия – далеко не единственная, кто делает ставку на победу Эрдогана. Непредсказуемый Эрдоган лучше предсказуемо проамериканского Кылычдароглу для стран Залива, государств Центральной Азии, Ирана, Ирака, Ливана, Венгрии и даже Армении.
3 минуты
7 апреля 2023