174 подписчика
История отношений между Россией и Крымским ханством, возникшим в результате распада Золотой Орды в 15 веке, была довольно неоднозначна.
Известно, что до правления Петра I даже существовали статьи расходов и налогов "на выкуп православных пленников". Работорговля была одним из основных источников дохода в Крыму, и недаром монетный двор и крупный невольничий рынок находились в одних и тех же городах: крепости Каффе (Феодосии) и Гезлеве (Евпатории). Десять процентов денег от продажи рабов (налог с продаж хану) могли быть немедленно отчеканены в крымских монетах. Чеканка монеты как несомненного символа установленной верховной власти имела чрезвычайно большое значение у всех мусульманских народов, все монеты крымских ханов до Шахин Гирея (правил в 1777-1783 гг.) отличались жалким видом.
Многие коллекционеры относят монеты, выпущенные во время правления последнего крымского хана, к монетам национальных окраин. Следует отметить, однако, что монеты Шахин Гирея не имеют ничего общего с монетами Российской империи.
Считалось, что серебряные монеты при нем чеканились по турецкой системе, а медные – по русской. Причиной этого было то, что размер и вес крымских и русских медных монет в это время были практически одинаковыми.
В предпоследний и последний годы царствования хана в малом количестве чеканили самый необычный медный крымский номинал – «чхаль». Термин «чхаль», как производный от персидского числительного «чехель» - «сорок», получившего в тюркской среде звучание «ч’ал». Монеты машинной чеканки были идеально круглыми, с гуртовым оформлением, имели изящные арабские надписи имени хана и ханскую тамгу, поэтому население охотно принимало их как полновесные монеты.
1 минута
18 апреля 2023
320 читали