7298 подписчиков
Как делались советские мультфильмы - 2
Судя по воспоминаниям, атмосфера на «Союзмультфильме» больше всего напоминала институт НИИЧАВО из «Понедельника…» – свободное содружество талантливых людей.
С приколами, шутками, розыгрышами, совместными обсуждениями, вовремя поданными советами, мозговыми штурмами, совместными распитиями спиртных напитков, застольями, праздниками и искренней дружбой.
И - это удивительное свойство советской мультипликации - почти в каждом хорошем фильме собирались «временные созвездия из звезд первой величины».
«Каникулы Бонифация». Команда: режиссер – Федор Хитрук ("Винни-Пух" и этого более чем достаточно), в аниматорах – Леонид Носырев (упомяну только его культовое «Волшебное кольцо» - Эта Ульянка хуже кырасину!), Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Про Сидорова Вову» и др.) и Юрий Норштейн («Ежик в тумане», «Сказка сказок» и др.). Мало? «Варежку» Романа Качанова, делали, помимо него самого, Леонид Шварцман, придумавший Чебурашку, тот же Норштейн и Иосиф Доукша с Майей Бузиновой, которые потом сделают «Дядюшку Ау», «Новое платье короля» и кучу других прекрасный мультиков. И так - практически в каждом мультике.
Еще вопрос - почему у нас не было мультипликационных сериалов. Вы не поверите – просто потому, что режиссеры сами этого не хотели. Сделав третий фильм про Винни-Пуха, Хитрук сказал – все, надо заканчивать, мы уже выложились, дальше пойдет халтура. Надо делать что-то другое.
Разрешили бы ему такое сегодня? Да продюсер бы его убил за одну только мысль прекратить столь удачный проект.
Тогда же, при всех недостатках той системы, свобода творчества была практически полной. Да, были худсоветы, да, проекты утверждались, да, мультфильмы принимались. Но тогдашний диктат идеологии – бледная тень диктата денег.
Я не хочу сказать, что та система была идеальна. Она не была идеальна – она была уравновешена, и поэтому работала. За все надо платить. К примеру, свобода творческих экспериментов уравновешивалась весьма скромными доходами. Самые звездные режиссеры вроде Бориса Степанцева ("Карлсон", "Щелкунчик", "Вовка в тридевятом царстве" и др.) не чурались халтурить. Не в смысле работы спустя рукава, они это просто не умели, а в смысле приработка - проиллюстрировать книжку, нарисовать диафильм. Зарплаты-то в мультипликации были не бог весть какими.
Спору нет, этот путь экспериментирующих малых артелей был довольно затратным. Как всегда, 90% производимого были известно чем. Но государство на это шло. Понимало, что без вот этого гумуса – никогда не было бы гениальных прорывов Степанцева, Норштейна, Качанова, Хитрука, Атаманова, Дежкина, Черкасского – имя им легион.
Но больше такого барства не будет. Теперь все будет очень осторожно, беспроигрышно и аккуратно – снимать будут то, что явно будет пользоваться спросом, заведомо если не отобьется, то хотя бы соберет нормальную кассу.
Единственное, что внушает надежду - люди. Система - да, изменилось на прямо противоположную. А люди... Люди, по сути своей, остались теми же.
Люди вообще плохо меняются.
Сегодняшние наши мультипликаторы - выросшие дети, пялившиеся когда-то в черно-белые телевизоры на "Снежную королеву" и "Ну, погоди!". Они плоть от плоти мультипликации советской, прямые ее наследники. И своих гениальных учителей помнят, и вряд ли когда забудут. А наработок, сделанных на той "артельной фабрике свободного творческого труда" хватит еще надолго.
Поэтому прорывы в нашей мультипликации были, есть, и - смею надеяться - будут.
2 минуты
18 апреля 2023