Найти тему
9K подписчиков

Картина Эдгара Дега "Репетиция балета на сцене».

Узнать Дега можно легко, если вы посмотрите на большинство его картин, то увидите на них будни балерин. Художник почти не изображал их на сцене, где они блистательно справлялись бы со сложными балетными партиями, демонстрируя грацию, изящность и профессионализм. Напротив, зритель видит их за кулисами и на репетициях, где обнаруживается некая неуклюжесть и громоздкость. Если не всматриваться, то может сложиться поверхностное мнение об их хрупкости и красоте, но более внимательные смогут увидеть некоторый цинизм художника. Обратите внимание на картину "Репетиция балета на сцене» (1874 год. Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк) на первый взгляд мы настроены восхищаться и очаровываться образом прекрасных танцовщиц, но первое впечатление, как говорится, обманчиво. В этой картине художник и не думал нас покорять изяществом и эстетикой, напротив, он обнажил перед нами неприглядную действительность, ведь всё наше восхищение развеивается, как только мы начинаем обращать внимание на детали.
Эдгару Дега было неинтересно изображать танец, он запечатлел как балерины толпятся у кулис и только две из них танцуют под руководством балетмейстера. Одна из танцовщиц зевает, другая чешет спину, есть та, что поправляет пуанты, другие же просто стоят, сложив руки. Согласитесь, здесь нет места восторгу, скорее зритель почувствует некоторую неловкость и ощутит себя подсматривающим за расслабленными и совершенно ничего неподозревающими героинями, чьи действия совершенно банальны. Такое ощущение, что художник написал свою картину, чтобы разоблачить их и низвергнуть с пьедестала непревзойдённой красоты и труднодоступного мастерства. Сам Дега признался однажды в том, что считает балерин «мелкими крысами", что не очень лестно.
В своем стремлении придать им еще больше непривлекательности, он на картине изобразил и загадочных мужчин в левой части полотна. Они сидят рядом и наблюдают за происходящим на сцене. Из-за их развалившегося положения на стуле, возникает смущение. Кажется, что они чувствуют себя вольготно из-за того, что являются покровителями, с которыми, возможно, у балерин есть связь. Художник подчеркивает уязвимость балерин их присутствием, давая понять зрителю, что как только мужчины охладеют к танцовщицам, их карьера прекратится.
Картину посчитали неприличной и одна из лондонских газет даже отказалась её печатать. У художника есть и еще одно произведение, названное так же, с такими же деталями, единственное отличие, оно выполнено в нейтральном молочном тоне и в нём нет двух мужчин. Вот она пришлась по вкусу критикам. В этой же работе художник был откровенно резок в своём намёке на непристойность и жестокость балетного мира.
Для Дега балет был искусством, в котором было место для темных пятен и пятна эти он раскрашивал в свойственной только ему манере, не жалея при этом своих натурщиц, устающих от бесконечного позирования в нужном положении. В своей картине он лишил их элегантности, с которой часто ассоциируется балет у большинства людей, что, впрочем, не помешало художнику стать знаменитым "Живописцем танцовщиц" и завоевать мир искусства своими произведениями.