Найти тему

📋 Вчерашнее постановление Пленума Верховного суда вызвало большой ажиотаж, который, по нашему мнению, несколько преувеличен. Считаем необходимым разъяснить пару моментов, связанных с применением статьи Уголовного кодекса об оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ).


Первое и самое важное - то, что постановление Пленума никоим образом не расширяет сами границы применение положений Уголовного Кодекса, а лишь конкретизирует порядок толкования данной нормы судами.

Второе - статья, предусматривающая ответственность за оскорбление представителей власти, принята в 1996 г. и, как минимум, один раз - в 2008 г. уже была предметом рассмотрения в Верховном суде. В вынесенном определении содержались примерно те же умозаключения, что и в обсуждаемом поставлении Пленума.

Так, главным критерием привлечения к ответственности является публичность оскорбления (то есть оскорбление представителя власти в личной беседе не должно квалифицироваться по статье 319 УК). Вторым важным составляющим состава преступления является именно оскорбление. Наличие в высказывании оскорбления должно определяться лингвистической экспертизой, но если говорить простым языком, то в отношении представителей власти должны быть применены унижающие его чести достоинства ругательства. Одновременно с этим оскорблением могут быть признаны действия, направленные на унижение чести и достоинства (как сообщается в разъяснении сайта право.ру, например, таковым может быть признано срывание форменной фуражки с представителями полиции).

Но обязаны также сообщить, что в постановлении суду не помешало бы дать исчерпывающий список того, что считать оскорблением. Как справедливо отмечают некоторые эксперты, оскорбление, в отличие от клеветы не содержит заведомо ложных сведений (то есть по сути может быть правдой). И если вы, заведомо зная, что некий чиновник ворует деньги из бюджета, назовёте его "вором", то он может оскорбиться 🤣
#закон
1 минута