18 подписчиков
"Христианское искусство-3"
Раз уж так получилось, что первыми (да и что может быть более досточтимым и великим среди библейских сюжетов?) я представила произведения на тему Троицы, то этим постом продолжу начатое.
Екатерина Добролюбова (в Инстаграме @katya.dobrolyubova) - автор сегодняшнего изображения Неопалимой купины: того самого тернового куста в пустоши, где Моисей пас своё стадо, куста, принявшего на себя сияние Присутствия Божия и не сгоревшего.
В этом, кстати, заключается маленькое расхождение этого и предыдущего рисунка (см. "Христианское искусство-2") с образом из текста Библии: оба художника лишили кустарник листвы, прямо заменив её на огонь. Что ж, замена тоже получилась символическая, если иметь в виду текст книги, потому что она однозначно и буквально визуализирует степень тесноты связи между листьями и пламенем (здесь мне видится параллель с другим образом из опыта Церкви: обожение человека сравнивается с созданием раскалённого меча, где огонь (Божественная природа) и металл меча (человеческая природа) уже не два разных, а такое целое, что "можно резать пламенем и обжигать железом". Заметьте, это не означает исчезновения человека: меч цел, но стал огненным). Конечно, можно спросить, зачем тут эта параллель, ведь одно дело человек обоживается, а другое дело - куст... Но и тут есть что вспомнить и ответить, ведь купина в Восточной (по крайней мере) Церкви - символ как раз таки человека: Богородицы, а через Неё - и всех людей.
...
Но вернёмся к картине Добролюбовой. На мой взгляд, она ярко примечательна тем, что здесь (впервые?) мы видим уже не просто пламя и даже не триединое пламя С.Эриксона. Мы видим Трёх Людей. И это - блистательный намёк на то, что всякое явление Бога не происходит по воле только Одного Лица, но по воле всех Трёх Лиц Троицы.
Вторичный, но немаловажный момент, который удалось уловить художнице: куст изогнут в форме тернового венца, атрибута Христовых страстей. Значит ли это, что уже перед лицом стоящего неподалёку Моисея разворачивалась правда грядущих событий Нового Завета?.. (Как говорят богословы, она разворачивалась перед ним в момент, когда Моисей говорил с Богом на Синае И В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ этот разговор был встречей Моисея и Христа на горе Преображения). Словом, Моисей был посвящен, судя по опыту Церкви, в события Страстной недели. И, вероятно, следуя логике, видел, что вся Троица (три фигуры на кусте) участвовала в трудном спасении человечества от ошибок, тления и смерти.
© Павлова А.
2 минуты
5 апреля 2023