46 подписчиков
МОЙ УЧИТЕЛЬ ИЛИ СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Позавчера я писала о благодарном сердце. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным! Вчера я уже начала благодарить людей, которые сыграли в моей жизни ключевую роль и продолжают меня сопровождать с любовью и вниманием. Сегодня хочется сказать несколько слов о тех, кто, вероятно, даже не осознавал, насколько весом их вклад в мою жизнь, а значит и в Божье дело, которое Он делает через меня.
Первый человек, о котором я хочу рассказать в этом контексте, — это моя учительница русского языка и литературы. Она вошла в мою жизнь практически с рождения, ведь жила она в новом девятиэтажном доме прямо под нами: мы на шестом, она на пятом. Редко-редко, но мама оставляла меня с ней. Она ходила в длинном халате и читала мне Пушкина, а когда я уходила домой, подарила мне его иллюстрированную книгу. Она у меня есть до сих пор.
Когда я училась в шестом классе, соседка из тети Люды превратилась в Людмилу Викторовну, мою школьную учительницу. Сейчас, когда я выхожу проповедовать или пишу какой-нибудь текст, её лицо стоит у меня перед глазами. Сначала она просила меня подготовить доклад — не стандартное школьное забубенное чтение с бумажки, а настоящее шоу, «действо». Она находила для меня шикарные иллюстрации, придумывала, чем можно разнообразить свою речь. Я боялась, а она меня выталкивала, давала новые задания, приводила примеры, как лучше, как хуже, как исправить. Знала бы Людмила Викторовна, что она меня выталкивает в мое будущее 😊.
Дальше — больше. Каждое сочинение должно было хотя бы попробовать потягаться с самим Белинским. Она так и говорила: «Выбирай: или добротное среднее сочинение в срок, или шедевр и когда хочешь». Конечно, я выдавала один «шедевр», а про два других пропущенных сочинения она просто молчала. В журнале какое-то время зияла дыра, а к концу четверти она ее чем-то закрывала. Я ей благодарна и за критику моих «шедевров», которая также могла поспорить с Белинским, и за то, что молча прощала мне «хвосты» и просто покрывала их своим авторитетом и своей милостью. Это научило меня двум вещам: работать над слогом и принимать милость. Очень хорошо знакомое с детства чувство: больше нет висящего над тобой долга. Был, лежал на плечах и груди тяжким грузом, не давал спокойно спать, омрачал каждое утро кошмаром ожидания возмездия — а потом просто исчезал.
Интересно, что я не догадывалась, как она это делает, и не понимала, что можно было сесть ей на шею, обещать «шедевры» и просто не сдавать их. Но и она, видно, понимала, что я никогда не сяду на шею и не обнаглею. Я приходила к Людмиле Викторовне, смотрела на портрет Пушкина — и плакала. «О, славный час! О, славный миг!». Я ненавижу, когда люди убивают друг друга, потому что Льва Толстого мы тоже читали. Но то сольное чтение «Полтавы» в исполнении одного актера, нашей учительницы, я не забуду никогда.
Помню, Людмила Викторовна устроила нам «Час рассказывания», как у Ираклия Андронникова. Выглядело это так: весь класс собирался после уроков, и кто-нибудь один рассказывал, какую книгу он прочитал. Остальные слушали. Пятнадцатилетние парни и девчонки, вместо того, чтобы идти домой, по доброй воле (!) приходили на четвертый этаж, когда последний урок был на втором, и с упоением слушали друг друга. Один из нас рассказывал какой-то роман или длинную повесть, приходилось расходиться, потом собираться снова и слушать продолжение.
Когда он наконец закончил, к доске вышел Лёша. Он книг не читал, но славы ему хотелось. И вот, он начал:
— Ну, это… жил старик и старуха. Старуха, как его, это… была жадная…. Все требовала со старика… И старик, это… поймал рыбку…. золотую….
Учительница молча дослушала этот опус до конца. Когда Леша иссяк и сел на место, она, в полной тишине, взяла томик Пушкина, раскрыла его и прочитала нам «Сказку о рыбаке и рыбке» с начала до конца. Пятнадцатилетние молодые львята в количестве тридцати человек сидели тише воды, ниже травы, а она ходила между ними, как укротительница, и заливала их до самой макушки певучими пушкинскими строчками:
Окончание здесь.
3 минуты
3 апреля 2023